Граница на замке

С 18 августа Эстония планирует прекратить выдачу шенгенских виз россиянам. Мало того, еще и запретит въезд россиянам с уже действующей шенгенской визой.

Эту идею уже раскритиковали со всех сторон. И российский МИД, и ООН, и даже страны ЕС. Но эстонцы уперлись. «Посещать Европу — это привилегия!» — заявила премьер-министр Эстонии Кая Каллас.

Начиная с 18-го августа, пишет портал delphi.ee, въехать в Эстонию смогут только работники дипломатического или консульского представительства, а также члены их семей; работники международных пассажирских и грузоперевозок; люди, которые могут свободно передвигаться по территории ЕС; родственники людей, живущих в Эстонии. Также визу могут выдать, руководствуясь гуманными соображениями.

Надо сказать, что проблемы с визами начались еще раньше. В мае в визе отказали моей московской знакомой. У нее квартира в Тапа (небольшой городок на северо-западе Эстонии), и банк регулярно списывает за нее со счета определенную сумму. Раньше можно было перевести деньги, но теперь надо приехать. Но в посольстве посчитали, что недвижимость в Эстонии (а также наличие родной сестры в Таллине) не является основанием для выдачи визы.

И уже тогда, в мае, в визовом центре Эстонии людей практически не было. Объявления гласили, что визу выдают только по веским причинам. И — сюрприз! — эти причины были ровно те, что вступают в силу с 18-го августа.

Поэтому мне не очень понятно, что же поменяется 18-го августа.

Транспортные проблемы начались еще раньше. Года три назад эстонская компания GoRail объявила, что она не может больше поддерживать «убыточный» поезд — мол, пассажиров почти нет. Тогда Россия, зная, что желающих достаточно много, просто стоимость билета велика, запустила свой поезд, который шел из Москвы через Санкт-Петербург. С ценами вдвое ниже. Затем грянула пандемия… Поезд отменили, да и самолеты тоже. Добираться теперь приходится на перекладных.

— Я езжу в Таллин и обратно раз в месяц, — рассказал мне попутчик, пока наш автобус Lux Eхpress заправляли бензином недалеко от Ивангорода. — Работаю в Питере удаленно, но начальник хочет, чтобы одну неделю в месяц я присутствовал. И езжу обычно так: в Таллин — двумя автобусами с пересадкой в Ивангороде-Нарве, обратно — на прямом Lux Express. Так получается быстрее и удобнее.

Мы пересекали границу 13-го августа. В интернете пугали: рассказывали о том, что какой-то автобус задержали на границе на пять часов. И что пограничники задают всем людям с российским паспортом вопрос: «Как вы относитесь к войне с Украиной?» И что ответы уже повлекли за собой отмену не только виз, но и вида на жительство.

Ничего этого не было. На эстонской стороне в автобус зашла милая русская пограничница, собрала паспорта. Спросила у двух пассажиров с украинскими паспортами, есть ли у них статус беженцев. Отметки поставили быстро, неудобных вопросов не задавали.

На российской стороне сначала попросили выйти из автобуса людей с украинскими паспортами, минуты через три — всех остальных. Затем мы все — кроме двух украинцев — прошли через зону досмотра багажа и загрузились в автобус. Минут через пятнадцать-двадцать к нам присоединились и они.

Досмотр багажа прошел быстро и даже небрежно. Мой сынишка положил чемодан на ленту конвейера и спросил таможенницу: «Вы видите, что в нем?» Та ответила: «Если бы ты его правильно положил, я бы увидела!» На мое предложение «просветить» еще раз, махнула рукой: «Не надо».

Это безумно удивляло.

В Эстонию я въезжала 10 июля. Как раз в этот день вступил в силу шестой пакет санкций с длинным списком того, что запрещено ввозить на территорию ЕС. Ехала в ожидании шмона: будут проверять багаж на наличие санкционных товаров! Не смотрели.

Обратно ехала 13 августа. Опять-таки в ожидании шмона и поисков запрещенных к ввозу в Россию евро. Не смотрели. Не проверяли. Даже не спрашивали!

Но автобус все-таки задержался — вместо 13:45 прибыл в Санкт-Петербург в 15:30. Однако по крайней мере полчаса этого времени было потрачено не на границе, а на заправке. Подозреваю, что это — опять-таки результат санкций. Цены на бензин в Эстонии взлетели, и автобус заправился так, чтобы хватило до первой российской бензоколонки.

Что будет дальше? Три маленькие прибалтийские страны вот уже тридцать лет демонстрируют бешеную русофобию. Разрывы отношений с Россией оборачиваются проблемами для самой Эстонии. Упадок производства, прекращение транзита и туризма. Загадывать, чем все это закончится, невозможно — все меняется слишком быстро. Но, думается мне, что катарсис еще впереди.

Яна МАЕВСКАЯ.

Фото автора

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x