От Нарышкиных до наших дней: капремонт в старом доме на Волхонке

Специалисты Фонда капитального ремонта работают над восстановлением трехэтажного дома по адресу Волхонка, 9 строение 1. Сейчас в нем расположились всего три муниципальные квартиры. Тем не менее дом считается «многоквартирным» и подлежит ремонту — ведь люди должны жить в комфортных условиях!

реставрация, капремонт

Считается, что год постройки дома — 1850. Это не совсем верно. На самом деле здесь была большая усадьба Нарышкиных. В XVIII веке она занимала целый квартал, образованный улицами Волхонкой и Ленивкой, набережной Москвы-реки и территорией храма Христа Спасителя. Вот в углу этой усадьбы, как раз на пересечении Волхонки с Ленивкой, и стояло одноэтажное здание.

Вообще у Нарышкиных в Москве было много чего: и усадьба в Кунцево, и усадьба в Фили. Ну и тут, на Волхонке. После смерти в 1780 году генерал-поручика Василия Нарышкина усадьбу поделили между собой его племянницы.

А во второй половине XIX века здание превратили в доходный дом, надстроив три этажа. Это было классическое распределение того времени: на первом этаже магазины, на втором — квартиры под аренду, на третьем этаже живет хозяин.

Зданий, принадлежавших этому нетитулованному, но близкому к императорскому роду, в Москве было столько, что появился даже термин: «нарышкинский стиль». Иногда его ошибочно называют «барокко», хотя он ближе к маньяризму. У нарышкинского стиля много особенностей. Двойной масштаб — гигантские, устремленные вверх элементы вместе с миниатюрными деталями. Русское узорочье, напоминающее деревянное зодчество, из красного и белого камня. Пышные растительные орнаменты внутри.

В маньеризме отделка применяется для украшения стен, при этом она слабо связана со зданием, и скорее служит для того, чтобы обмануть глаз зрителя. Но в нарышкинском стиле типично маньеристичная отделка обрамляет пролеты и ребра здания.

Впрочем, в здании на Волхонке были и есть барочные элементы — например, гербы над центральной частью, ныне утраченные.

Возникает вопрос: а как восстанавливать здание, которое было столь радикально перестроено? Не сносить же два этажа, возвращая его к габаритам нарышкинской усадьбы? Конечно, нет. Тем более, что и записей о том, каким был дом в ту эпоху, не сохранилось. Специалисты ФКР в таких случаях принимают за основу дореволюционную версию.

– Мы смогли вернуть первозданный вид орнаменту со стороны фасада, а также изначальный вид гербов, которые были практически полностью утрачены, – рассказывает начальник управления объектов охраны культурного наследия Фонда капитального ремонта Даниил Лосин. – Восстанавливали их по деталям, проводя исследования и изучая архивы. Многое пришлось расчищать, так как объект в советское время никогда не видел реставрации, а все работы по нему проводили хозяйственным способом – покраска и помывка. И декоративные элементы, конечно же, не «лечились». В итоге где-то мы провели докомпоновку, а где-то воссоздали утраченные части.

Жители отказались от ремонта подъезда и замены двери. Однако в доме заменили все инженерные сети и коммуникации, а также починили прохудившуюся кровлю.

Майя ПЧЁЛКИНА.

По материалам «Мой Дом Москва»

Добавить комментарий