«Белые ночи Венеции»: мгновение, переворачивающее жизнь

В столице состоялась пресс-конференция, посвященная спектаклю «Белые ночи Венеции», премьера которого состоится 2 ноября 2022 в  Музее Космонавтики в день рождения режиссера Лукино Висконти.

— Наш российско-итальянский театральный проект, — рассказывает автор театрального проекта, продюсер, заслуженный артист России, актер  театра имени Вахтангова Владислав Демченко, —  создан при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Драматург, педагог ГИТИСа Алина Гударёва написала для нас оригинальную пьесу по мотивам произведений Томаса Манна и Фёдора Достоевского, сделав акцент на образе двух великих городов – Санкт-Петербурга и Венеции, подчеркнув тем самым аспект переплетения и взаимодополнения великих культур – русской и итальянской.  В центре сюжета – встреча двух одиноких людей – Писателя и Мечтателя, представителей разных стран, и разных социальных слоев общества. Герои, сами того не зная, любят одну и ту же женщину. Зрителю кажется, что именно эта женщина должна будет перевернуть их жизни. Но это не совсем так: женщина дарит им опыт любви, которого у них никогда не было, но героям гораздо важнее  опыт настоящей душевной человеческой близости. Оба они открывают для себя, что любовь –  чувство, которое находится внутри. И не важно, чем в итоге закончатся истории их взаимоотношений с конкретной женщиной. Спектакль мы сыграем в день рождения Лукино Висконти: в свое время магия Санкт-Петербурга и Венеции вдохновила режиссера на создание двух киношедевров — «Смерть в Венеции» и «Белые ночи». Оба великих произведения — Томаса Манна и Фёдора Достоевского — стали основой и нашего проекта. В столь сложный геополитический период, когда русскую культуру в Европе старательно пытаются уничтожить, вычеркнуть, наш проект является подтверждением, что культура не имеет границ и является достоянием всего человечества. И многовековые культурные традиции Италии и России давно стали гордостью и достоянием всего человечества.

В пресс-конференции приняли участие режиссер — Лейла Абу-аль-Кишек, которую зрители знают по работам в Театре имени Вахтангова, а также артисты — исполнители главных ролей. Писателя сыграет Владислав Демченко, Мечтателя  —  итальянский  артист  Марко Динелли,  Незнакомку – итальянская актриса  Сидни Вичидомини.

Спектакль интересен в том числе и любопытным подходом  к  решению сценографического пространства, в создании которого принимала участие сценограф, известный российский художник Светлана Конеген, выставки которой сегодня проходят по всему миру. Светлана много лет живет в Венеции, ее собственное восприятие обоих городов вылилось в необычную сценографию с использованием современного визуального ряда, преподносящего зрителям массу сюрпризов.

— Санкт-Петербург, в котором я родилась, — рассказывает Светлана Конеген, – город-фантом, город-призрак. Он, как и Венеция, лежит на границе двух стихий – воздушной и водной. Петербург обладает обаянием, умеет влюблять в себя, но он же умеет и безжалостно разбивать человеческие судьбы. Характер Венеции безусловно лукав. Она может обернуться к тебе лицом, яркой, цветущей, манящей соблазнами девой, а может показаться безнадежно увядшей старухой, чье былое обаяние заставляет отшатнутся простодушного наблюдателя.  Так она  шутит, и шутки эти страшны и завораживают одновременно.

На пресс-конференции можно было увидеть и рассмотреть вблизи один из роскошных костюмов, созданных руками  российского художника-модельера Виктории Андреяновой, руководителя  Дома моделей «Президент-Сервис» при Управлении делами Президента РФ. Сегодня Виктория работает над гардеробами первых лиц государства.

— Я благодарна Владу Демченко, — рассказывает Виктория Андреянова, — который буквально «затолкал» меня в этот проект. Влад, одержимый идеей, так эмоционально рассказывал мне о своем проекте, что я вообще не поняла, в какой момент согласилась в нем работать, хотя мои мысли были полностью заняты новым сезоном и новой коллекцией. Но мне очень ценно, что в такой турбулентный период, когда индустрия моды переживает изменения, когда очень важно удержаться и обойтись без крушений в собственном бизнесе, вдруг возникает проект, который тебя вытаскивает из не слишком приятной реальности, и погружает в душеспасительные путешествия по Венеции, по Питеру и творчеству в целом. Это далеко не первый мой театральный проект: сестра Катя Стриженова и ее муж Саша Стриженов связаны с театром, и я часто делала костюмы для их проектов. Я ведь по первой профессии – театральный художник. Когда мы  только начинали работать над «Белыми ночами Венеции», я спросила нашего режиссера, что она больше хочет –  точного историзма, который лежал на поверхности, или немножко fashion. К моей радости Лейла выбрала fashion — это было здорово. И я тогда отпустила себя,  стала действовать так же эмоционально, как если бы работала над новой коллекцией. Я работала над этим спектаклем, идя от образов Томаса Манна и Фёдора Достоевского, но одновременно ориентируясь на современные тренды. И тут меня очень вдохновляли актеры.

Режиссера спектакля «Белые ночи Венеции» — Лейлу Абу-аль-Кишек поклонники театра имени Вахтангова знают по спектаклям «Фрида. Жизнь в цвете», «Нижинский. Гениальный идиот», «Обещание на рассвете».

— У меня было много разных переживаний при работе с иностранными артистами, это мой первый опыт в этом смысле,  — рассказывает режиссер Лейла  Абу-аль-Кишек. — Но Сидни и Марко прекрасно владеют русским языком, трудностей во взаимопонимании не было. Работа с представителями разных театральных школ – это всегда обогащение.  В центре этой нашей истории, – одинокий человек, который ищет любви и понимания. Нам важно было не уйти, с одной стороны,  от замысла Достоевского и Манна, а с другой, создать собственную историю. Наш Мечтатель – это герой Достоевского, но мне было очень интересно прочувствовать и создать  итальянского Мечтателя, который живет не у нас, а в Венеции (его как раз и играет Марко Динелли). Вот каков он? И так же интересно  было создать образ Писателя (его описал Томас Манн),  поняв для себя, каков он, русский Писатель.

Спектакль, по словам создателей,  получился о любви и о мгновении, которое способно перевернуть привычный ход жизни. «… Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?» (Томас Манн)

Одновременно постановка станет философским размышлением об эфемерности всего прекрасного в жизни – красоты и юности, а также размышлением о скоротечности славы и неизбежности смерти.

Первые четыре спектакля 2, 3, 5 и 6 ноября будут сыграны на благотворительной основе – для студентов творческих вузов и людей старшего поколения.

Елена Булова.

Фото автора.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x