Григорий Гладков: детство — это счастье, когда ты счастливый просыпаешься и засыпаешь

Григорий Васильевич Гладков — человек-легенда самой важной эпохи в жизни каждого человека — детства. Там, где звучит русский язык, дети поют его песни. Заслуженный рекордсмен по количеству детских песен, глубина и образность которых привлекает и заставляет задуматься даже взрослых. Об авторской песне, о том, чего не хватает современным детям и взрослым, и многом другом наше интервью.

Григорий Гладков

— Григорий Васильевич, что для вас авторская песня?

— Авторская песня — это гордость нашей культуры. Это самый разнообразный жанр, в нем слово, как в Библии, стоит на первом месте, и поет душа, а не голос. Его надо развивать, а у нас нет ни одной радиостанции, посвященной авторской песне, хотя есть «Радио Джаз», который никаких корней в русской культуре не имеет. Очень много попсы. Даже у тюремного фольклора есть своя станция, хотя она в последнее время стала гораздо культурнее, у отечественного рока есть радиостанция, но до вершин поэзии авторской песни ему далеко. Авторская песня формирует людей думающих, и политики в ней лишь один процент. В ней торжествует вся наша культура и русский язык, не оскорбленный, не обрезанный. Очень много внедряется иностранных слов, и только в авторской песне и в высокой поэзии русский язык продолжает жить. Кстати, из 16 чемпионов мира по шахматам 11 владели русским языком.

— Продолжая тему авторской песни, это же, как говорил Высоцкий на своих выступлениях, один человек, в котором сливаются аккомпаниатор, поэт, музыкант и певец. Фактически без композитора.

— Не соглашусь. Например, Булат Окуджава — величайший композитор. Кроме того, что он великий поэт, писатель, бард. У меня есть идея концерта в котором оркестр будет играть инструментальную музыку по его мелодиям. Его мелодии, гармонии — уникальные. К этой же категории людей можно отнести и Сергея Никитина — он взял самые замечательные стихи и вынул их из небытия. Без его музыки про них никто и не знал бы. Другой мелодии к этим стихам уже не представляешь. Конечно, и я бард, пишу иногда прикольные песенки, шуточные пародии. Есть несколько серьезных текстов. Я даже иногда такие песни подписываю псевдонимом: музыка Гладкова, стихи Городкова. Но это не стихи, тексты. Я не поэт, не хочу им быть, у меня своя миссия. Я всегда любил большие сложные стихи и подбирать к ним музыку. Кстати, Городков — это замечательный архитектор, москвич, после войны заново отстраивал Брянск.

Григорий Гладков

— Как вы переключаетесь между детским и взрослым творчеством?

— Я не делю на взрослое или детское. Да, есть чисто детские композиторы, поэты, писатели, мультипликаторы, но и они не для детей делают, они делают это для себя, чтобы в своей душе оставить детство. А детство — это счастье, когда ты счастливый просыпаешься и засыпаешь, когда все просто, удивительно радостно и фантастично — дождик, снег, ветер, друзья. Это ощущение сохраняется с помощью творчества, через песни, стихи, приколы. Есть выражение «взрослый ребенок». Я как раз он и есть. В каждой песне есть я — взрослая ли, детская. Все пишу для себя.

— Сейчас с хорошими детскими песнями негусто, они какие-то совсем незамысловатые. Как сделать хорошую детскую песню?

— Секрета нет, иначе все бы знали, как писать хорошие песни. Это анализировать и раскрывать должны критики, музыковеды, журналисты.

— Чего сегодня не хватает детям?

— Вот думаю, наверное, той свободы, что была у нас в детстве. Дети зависят от вещей, а надо учить быть хозяевами над ними. Детям не хватает оторваться от экрана телефона и увидеть мир детства. Без мировой ругани, запугивания и прочего. Тогда будут новые стихи, новые песни. Еще не хватает встреч с композиторами, поэтами, писателями. Словно детей отделили от всех. А ведь им было бы очень интересно пообщаться с космонавтами, летчиками, учеными, людьми других интересных профессий. Сегодня много разговоров про неудачи социализма, но надо признать, что у большевиков получилось как минимум подарить людям детство. Безопасность, огромная сеть дворцов пионеров, спортивных секций, кружков по интересам. Все доступно. Пионерские лагеря, поликлиники, больницы. Заводы, крупные предприятия, обычные люди — все вкладывались в детство. Сейчас к детству подходят по остаточному принципу.

Григорий Гладков

— А чего не хватает взрослым?

— Мужчинам — ответственности, особенно в отношении детей. Уходят, бросают детей, не видятся. Как можно! Вся ответственность сегодня на женщинах. Если есть герои России, то это женщины. Это не мужчина с автоматом, это женщина, которая вынесла все тяготы истории. Именно женщины сохранили религию, старинные песни. Учителя музыки, библиотекари, воспитатели в детских садах, работающие, несмотря на нищенскую зарплату. Я преклоняюсь перед ними. Они же хранят русскую культуру и за рубежом. Женщины там рулят. А мужчины счастливы от того, что у них русская жена. Их дети обязательно говорят на русском языке. Очень показателен фестиваль «Истоки». В нем участвуют дети из межнациональных семей — папа иностранец, мама русская. Со всего мира собираются!

— У вас инженерное образование, по основной профессии работали?

— Да. Сначала проходил практику на Рижском вагоностроительном заводе, его уже давно оптимизировали, а после окончания института отработал три года. Начал как молодой специалист, а закончил инженером-конструктором службы подвижного состава трамвая, троллейбусного управления города Ленинграда. Но с первого же дня пошел в музыкальное училище по классу гитары, отучился два года и перешел на теорию, получил диплом и тут же поступил в Институт культуры. Мне всегда нравилось учиться.

Григорий Гладков

 

— Как вы относитесь к тому, что поэзия сейчас больше хобби, чем профессия?

— Так во всем мире это хобби! У нас, вероятно, единственная страна в мире, где это может или могло быть профессией, особенно в советское время. Поэзия за оклад не может быть искренней.

— У вас не так давно был спор по авторским правам с рекламным агентством. Больше подобных инцидентов не возникало?

— Да, был случай. Рекламное агентство использовало песню из «Пластилиновой вороны» «Закрывать и открывать глаза» в рекламе подушек. Надо было в суд идти, но в итоге на тормозах все спустили. А больше ничего такого не было.

— Слушаете современную музыку?

— Да.

— А можете кого-нибудь отметить?

— Никого! Это совсем другой жанр. Все равно что выбирать из оркестров — для меня все они одинаковые, все профессионалы. В чем разбираюсь — это детская поэзия и поэзия в целом, наверное.

— Хорошие стихи для хороших песен надо сначала найти. Как много вы читаете?

— Не знаю. По-разному. Можно начать, отложить. Никакой системы нет. Книжки сам ищу или дарят. Если дарят, обязательно читаю. Люди писали, сочиняли, старались — это часть их жизни. Стихи — это от Бога, так же как и музыка. Это не просто стихи поэта,  это Господь через него что-то сказал. Поэтому обязательно надо почитать.

Григорий Гладков

— У вас есть еще увлечения?

— Конечно! Люблю играть в футбол. Кто бы мог подумать, что доведется играть на лучших стадионах Москвы. И сын со мной играет.

— Вы родились на Дальнем Востоке, часто там бываете?

— Знаете, это удивительный случай, когда человек не хочет на родину. Хотя очень люблю Благовещенск — это город двух культур. Там бы просто жил. Вот уже 10 лет в Благовещенске проходит единственный детский русско-китайский фестиваль «Детство на Амуре». Первая половина — в Благовещенске, вторая — через Амур, в городе Хэйхэ. Детства на Амуре у меня не было, поэтому, глядя на выступающих детей, все время фантазирую, представляю себя на их месте. Вообще, центр развития мира — это Азия и, конечно, Китай прежде всего. Я молодежи через газеты хочу сказать: езжайте на Дальний Восток. Все возможности — там. Хотя все стремятся в Москву.

— Это же обычное явление для любой столицы.

— Понаехали — это смысл существования Москвы. Столица любого государства — это город для всех его граждан. Россиянин не может быть гостем Москвы, им может быть иностранец. В другом городе приезжий — гость. Впрочем, сейчас расстояния сокращаются. Москва и Санкт-Петербург сближаются до трех часов пути. В Петербурге я жил на Московском проспекте, а сейчас живу на Ленинградском проспекте, а ведь это одна улица от Красной площади до Адмиралтейства. Кстати, все известные люди в Москве на 90% приезжие, кроме, наверное, бардов. Высоцкий, Окуджава, Визбор. Вероника Долина, Юрий Ким, Ада Якушева — все москвичи. Это те барды, песни которых в другом исполнении долго слушать невозможно — раздражаешься. В авторской песне очень важен тембр голоса и интонация. Это как отпечаток пальца. Кстати, и Окуджава, и Высоцкий писали детские стихи. У Высоцкого даже книжка из детских стихов выходила. Одна пластинка «Приключения Алисы» чего стоит. А к фильму «Приключения Буратино» песни написал Булат Окуджава. Потрясающе ведь!

— Сегодня самое популярное место, где «залипает» молодежь, — это социальные сети. У вас есть страничка?

— Да, есть. Как я уже говорил, надо все, что вокруг тебя, подчинить себе. Личная страница — это замечательный инструмент для фрилансера. Если грамотно ее ввести, она будет обеспечивать заработком, а не отнимать время. У меня утилитарная задача: показать, что я действую, работаю. И почти все последние заказы получил через интернет. Не нужен агент. Ничего лишнего не нужно.

— На выставки, в музеи часто ходите?

— Обязательно! В девяностые меня спасла любовь к выставкам и музеям. Кстати, второй совет фрилансерам — ходить на выставки, тоже всегда найдете работу. А еще в музеях и на выставках девушкам можно искать жениха. Там много молодых, образованных, успешных ребят, которые с удовольствием познакомятся. И конечно, я всегда любил театр. Москва — самый театральный город мира. Особенно хорошо в наших театрах играют детские спектакли. Традиция сохранилась. Недавно ходили на постановку «Волшебник Изумрудного города» — прекрасный спектакль в Театре юного актера. Также приглашаю в театр «Школа драматического искусства», где играет моя дочь Александра. Это просто уникальное архитектурное сооружение, мини-город на Сретенке. У нас вообще все театры разнообразны по архитектуре и репертуару. Развиваются и небольшие группы непрофессиональных актеров. Они собираются, изучают актерское мастерство, ставят спектакли, снимают залы и приглашают. Это особенно ценно. А еще есть кафе, в которых собираются поэты, барды. Жаль, что в последнее время очень испортилось «Гнездо глухаря». Из него ушла идея бардов, барды, конечно, выступают, но в основном попса, эстрада, дискотеки. Я разочарован.

Григорий Гладков

 

— А где мужчинам искать женщину?

— Не знаю. В поликлинике.

— В детской или взрослой?

— Да в любой! Сколько медсестер, врачей — они очень творческие люди, по крайней мере, проживете долго, если не отравят. В любом случае скучно не будет.

— У вас были периоды, когда жизнь резко менялась?

— Во-первых, когда вышел мультфильм «Пластилиновая ворона». Я был обычный парень с гитарой — и вдруг стал звездой. Каждый месяц писал музыку к спектаклям, концерты забросил. Даже богатым стал. Очень помогло высшее техническое образование, позволило мобилизоваться, выбрать из моря информации главное. Потом пришла перестройка, и все рухнуло. Но это было начало. Новый этап — я просто стал нищим, как всех обнулили в начале девяностых, и надо было начинать заново. Если честно, то мне было не очень сложно, я и так уже был в рыночной экономике, зависел сам от себя. Поэтому был готов и этот период прошел относительно легко.

— А мысли уехать были?

— Я был везде, и мне есть с чем сравнить, и понимание неразумности отъезда на Запад или в Европу пришло быстро. Еще раз хочу сказать: центр развития мира там, где наши соседи — азиатские страны: Китай, Япония, Корея, Сингапур, Индонезия. Если кто хочет уехать — езжайте на Дальний Восток.

— У вас столько любопытных идей, о карьере политика не думали?

— Нет, никогда. Мы с друзьями как-то составляли список профессий — огромный список. На первом месте учитель, на втором врач, на последнем месте — политик, а на предпоследнем — официант. Настоящий политик должен находиться ниже официанта, и это не оскорбление. Политик — это Робин Гуд, который идет бороться за счастье людей. Но без стрел, копья и ружья, жертвуя семьей, бизнесом, чем-то личным ради счастья других. Поэтому настоящий политик действительно замыкает таблицу профессий. Вот таких людей нам очень не хватает.

— Вас сводила жизнь с разными людьми, были разные ситуации. Не думали написать книгу?

— Нет. А зря, наверное. Я написать не могу, могу надиктовать, чтобы кто-нибудь потом расшифровал, отредактировал.

Григорий Гладков

— Что-нибудь пожелаете нашим читателям?

— Изучайте Москву. Кроме прочего, Москва — одна из самых музыкальных столиц мира. Например, вы знаете, сколько в Москве органов? В соборе Петра и Павла на Маросейке есть прекрасный орган. В соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской, можно сказать, орган номер один. И конечно, храм Андрея Первозванного, я знаю там каждую царапину и трещину. В нем раньше была фирма «Мелодия», и там писалась вся музыка, все симфонические оркестры, все эстрадные песни — всё! В Большом зале Московской консерватории орган, в Концертном зале имени Чайковского замечательный орган, в Доме композиторов прекрасный органный зал.

— Спасибо.

Беседу вел Кирилл Балашов.

Григорий Гладков
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Юлия
Юлия
13 дней назад

С детства люблю песни Гладкова, тогда как раз вышел мультфильм «Пластилиновая ворона» и песни из него были очень популярны, я и сейчас, через несколько десятков лет могу напеть ее мотив и слова. Мне кажется, Григорий Гладков и сейчас такой же, как был тогда: добрый, искренний и открытый. 

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x