Опыт работы в журналистике учит, что не только слова, но и, казалось бы, вполне объективные цифры ничего не значат, кроме характеристики того, кто является их проводником в публичное информационное поле. Да и то не всегда. Поэтому приведенная информация должна сопровождаться указанием источника.
К сожалению, я сам иногда об этом забываю.
В качестве примера намеренной путаницы можно привести принятый в первом чтении на пленарном заседании во вторник, 22 ноября, законопроект «О внесении изменений в статью 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Документ внесли три сенатора: Анатолий Артамонов, Сергей Рябухин, Вадим Деньгин. Он направлен на уничтожение продукции и предметов, изъятых из незаконного оборота алкогольной продукции во внесудебном порядке спустя три года хранения на складах.
Депутаты пытались убедить авторов, что контрафактный спирт вовсе не обязательно плохой и его надо, как минимум, перерабатывать, а, может быть, и пустить в продажу.
Сторонники уничтожения остались в меньшинстве и держались стойко. По их словам, склады забиты огромным объемом контрафактной продукции, она портится и портит все вокруг. Изъято оборудование тысячи заводов. Суд с ним не справляется, потому что оно зачастую является предметом залога.
В дискуссии прозвучало много цифровых данных. «С 2015 года «Росспиртпромом» было изъято с мест изъятия на хранение и уничтожено 129 миллионов литров нелегальной продукции. При этом уничтожено по решениям судов только на сегодняшний день 57 процентов. Данный продукт чаще всего не подлежит возврату и обороту ввиду своей явной нелегальности, непригодности. Да и количество случаев возврата собственнику по решению суда минимальное: всего был один случай за последние семь лет», – сообщил докладчик Сергей Рябухин..
По данным сенатора, в настоящее время бюджетные расходы на хранение изъятой продукции и оборудования составляют свыше 70 миллионов рублей ежемесячно. За эти семь лет правоприменительной практики изъяли 864 завода по нелегальному производству.
При всем уважении к сенатору Рябухину, он честно выполняет свою роль, его цифры не вызывают доверия. И не потому, что он неверны. Тут зависит от того, как считать, что и для чего.
Насколько мне известно, ситуация на алкогольном рынке отражает скрытую торговую войну. У нее было два резонансных события, направленные на передел рынка – антиалкогольная кампания Горбачёва и захват заложников в Беслане, на тот момент алкогольной столицы России. Вместо возврата утраченного еще в восьмидесятые годы контроля качества, отечественное производство заместили на импорт и придали ему преимущество на российском рынке. Затем по отработанной на алкоголе модели аналогичную систему создавали на рынке табака, лекарств, рыбы, растительных жиров, мяса птицы, свинины, молока.
Ситуация разная. Игроки меняются. Меняется словесное шумовое оформление. Генеральная цель универсальная: закрыть отечественное производство и заставить потреблять вредную продукцию. В общем, та же цель в образовании, науке, культуре и кинологии. Отечественное производство алкоголя сократилось и перешло на нелегальное положение. На мой взгляд, его курировали депутаты думской фракции КПРФ. Так называемый легальный алкоголь в основном своем потоке некачественный. В то же время качественный алкоголь загоняли в контрафакт. Кто там и за что борется, непонятно. В тот же день был принят во втором чтении бюджет-2023. Уже само по себе написанное выше про алкоголь в значительной степени лишает смысла бюджетный процесс. Иногда кто-то из оппозиционно настроенных депутатов с раздражением говорит о втором теневом бюджете. Государственная поддержка сельского хозяйства, перевозок, лекарственного обеспечения, строительной отрасли, банковской системы в значительной степени уходит на покрытие искусственно созданных издержек. В этом году появились новые особенности.
Страна неспособна переварить все, что производит, из-за низкого потребительского спроса, множества политических запретов и неспособности перейти на мобилизационный формат экономики. Экспорт сократился, доходы от него возросли, значительно обгоняя затраты на импорт. Сколько и по какой цене удастся продать в будущем, неизвестно. Мировая экономика оказалась под абсолютным прессом политики. Внутреннее ценообразование основывается на внешних конъюнктурных индикаторах, с реальным продуктом не связанных. Авторам бюджета-2023 не удалось придумать ничего другого, кроме сохранения бюджетного правила с отсечением части доходов.
Цифры бюджета традиционно вызывают самый большой вопрос. Прогнозы гуляют от ведомства к ведомству в непозволительных пределах. Суммы дохода можно планировать пальцем в небо. Причин несколько. Попытки председателя комитета ГД по бюджету Андрея Макарова привлечь к дискуссии по бюджету светил экономической науки успехом не увенчались. С семидесятых годов создавалась «экономическая наука», обслуживающая колониальный формат. При обсуждении бюджета зашла речь об аппроксимации, этот математический метод действительно может быть основой прогнозирования. Но в эпоху турбулентности аппроксимация возможна только по циклам, которые либеральные экономисты отрицают. Других не осталось. В России отсутствуют механизмы прогнозирования, планирования и ценообразования. Наследником Госплана считается Минэк, хотя его цель обратная, мне кажется, и состоит в трансляции внешних установок, торможении развития, хаотизации и развитии коррупции. Поэтому с расходами ситуация не лучше, чем с доходами. Они исполняются плохо и произвольно меняются в сторону уменьшения.
По бюджету-2023 во втором чтении спорили четыре с половиной часа.
Докладчик, председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Андрей Макаров, настоял на отклонении всех несогласованных поправок. Макаров сообщил, что к законопроекту поступило 750 поправок, 605 из них рекомендованы к принятию, 116 – к отклонению. Общий объем средств перераспределенных, и мы можем во втором чтении только перераспределять средства, в том числе зарезервированные или переброска их. Рекомендовано перераспределение, порядка 2 триллионов рублей.
Расходы на здравоохранение в следующем году вырастут на 1 триллион рублей по сравнению с этим годом.
На образование, к 2022 году рост 9,7 процента или почти 500 миллиардов рублей. Доля расходов на образование около 5 процентов – 4,9-5 процентов в федеральном бюджете, доля расходов на образование из всех источников консолидированного бюджета 2023 год – 9,9.
Сельское хозяйство и рыболовство в 2023 году рост на 24,3 процента, или на 117,1 миллиарда рублей.
Макарову можно было бы поверить, если бы его аргументы были подчинены единой логике. Но они заметно подчинены идеи популизма, против чего выступает председатель Вячеслав Володин.
Авторы отклоненных поправок настаивали каждый на своем. Независимый депутат Оксана Дмитриева традиционно ратовала за науку, образование, надбавки за ученые степени и увеличение резервного фонда правительства. Дмитриева объяснила, как на самом деле прогнозируются доходы федерального бюджета: «Очень легко посмотреть, что каждый раз размер доходов определяется по факту исполнения предыдущего года. Вот и все. То есть очень незатейливый прогноз. Даже не используют никакие действия арифметические, ни вычитание, ни умножение, ни деление, ни сложение. Просто примерно доходы с точностью до нескольких миллиардов берутся на уровне исполнения предыдущего года.
В целом такая практика за 6 лет (с 2016 по 2022 год) дает перевыполнение по доходам в объеме свыше 13 триллионов рублей. Расходы тоже корректируются, но отнюдь в меньшей степени. Поэтому все-таки по доходам бюджета предлагается адекватно учесть их на будущий год и хотя бы сделать, ну, самую примитивную линейную аппроксимацию, поскольку на будущий год доходы заложены не просто на уровне ожидаемого исполнения текущего года, ну а практически около триллиона меньше. Поэтому предлагается в данных поправках учесть доходы адекватно, просто за счет прогноза, и, соответственно, увеличить расходы бюджета, а дефицит получается за счет более адекватного учета доходов, просто счета нормального, дефицит получается меньше, и предлагается его учесть в размере 2 триллионов рублей.
Можно показать опять же расходы, как идет ситуация с расходами за предшествующие годы. Спасибо».
«О последствиях отклонения бюджета я уже рассказывал, когда мы его рассматривали в первом чтении, я думаю, что все понимают, что это означает для страны. Но поскольку вот это, то, что вы сейчас увидели, предлагаемая аппроксимация, аппроксимация в данном случае является основанием, чтобы потом сказать, почему я голосовала против бюджета, я сейчас тогда поясню, против чего по Санкт-Петербургу, который защищает все время депутат Дмитриева, голосует депутат Дмитриева», – парировал Макаров.
Мне очень жаль, Андрей Михайлович, что столько лет возглавляя бюджетный комитет, вы до сих пор не разобрались, что значит комплекс процессных мероприятий. Комплекс процессных мероприятий – это функциональные расходы на базовое содержание бюджетных учреждений. Это субсидии бюджетным учреждениям и автономным. Это базовое финансирование. Министр финансов Антон Силуанов обещал депутатам, что в следующем году они будут встречаться чаще.
Пленарное заседание Думы во вторник началось в 10 утра и продолжалось шесть часов без перерыва. В самом начале перед депутатами выступил Президент Республики Куба Мигель Марио Диас-Канеля Бермудес. «От имени народа и правительства Республики Куба хотел бы передать вам самый теплый дружественный привет, всем депутатам этого созыва», – сказал Бермудес.
Затем Дума приняла заявление «В связи с расстрелом украинскими националистами российских военнопленных». Заявление направлено в различные парламентские организации.
В своей нынешней работе я всеми силами стараюсь оторваться от политики – кто кому свой Вася, а кому чужая Дуся. Судьба человека не должна от этого зависеть. Тщетно, политика постоянно догоняет из всех щелей.
Лев МОСКОВКИН.
Фото “Московской правды”
Главное, самим денег хватает, а народ пусть как хочет. В медицину они добавят. А где она? У нас даже врачей нет. Не справляетесь, ну уйдите вы! Нет, цепко держатся.
Н-да, не знала, что по направлению с борьбой контрафактом такие дыры. И с годами, я так поняла, положение только усугубляется (
А я думала опять – сухой закон. И вообще во всем сферах сплошной рост и увеличение финансирования. Хорошо, когда есть кубышка
И правильно сделали, большинство контрафактных продуктов нормального качества, зачем их уничтожать, когда рациональней проверить и пустить в продажу или переработать с пользой для всех.