Москвичи и гости столицы уже успели оценить по достоинству Большую кольцевую линию метро. Завершающим этапом реализации крупнейшего в мире проекта метростроения стал ввод в эксплуатацию девяти новых станций северо-восточного, восточного и южного участков БКЛ.
Если сравнить протяженность существующей Кольцевой линии московского метро – 19,4 км с 12 станциями, то БКЛ в 3,5 раза ее больше и составляет 70 километров. БКЛ стала самой протяженной кольцевой линией метро в мире, оставив позади прежнего лидера среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
БКЛ соединила существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до десяти километров от действующей Кольцевой линии. На момент пуска линии со станций БКЛ можно сделать пересадки на 20 станций и одиннадцать других линий метро, три пересадки на МЦК, восемь пересадок на МЦД «Белорусско-Савёловский» (Одинцово – Лобня) и «Курско-Рижский» (Нахабино – Подольск), 13 пересадок на станции железной дороги.
При строительстве БКЛ были заложены технические решения, которые позволят присоединить к ней и новые радиусы метро:
Рублёво-Архангельскую линию – на станции «Народное Ополчение»;
Троицкую линию – на станции «Новаторская»;
перспективную линию в Бирюлёво – на «Кленовом бульваре».
После запуска БКЛ появилась возможность оптимизировать маршрутную сеть НГПТ, сделав поездки наземным транспортом быстрее и удобнее для пассажиров. В настоящее время станции БКЛ обслуживают 255 маршрутов НГПТ, из них четыре новых и 149 скорректированных маршрутов. Ближе к станциям метро были перенесены 88 остановок общественного транспорта.
В рамках благоустройства прилегающей территории привели в порядок 89 существующих и организовали 197 новых пешеходных переходов. Современные российские поезда «Москва-2020», которые будут обслуживать БКЛ, соответствуют самым высоким требованиям московского транспорта. В поездах для удобства пассажиров максимально широкие двери и межвагонные переходы (1,6 м), USB-зарядки возле каждого сиденья, большие информационные дисплеи, подсветка в цвет линии и системы обеззараживания воздуха.
Для обслуживания, ремонта и отстоя поездов было перепрофилировано электродепо «Замоскворецкое» и построены два новых электродепо – «Нижегородское» и «Аминьевское».
На Московском метрополитене было создано свыше шести тысяч новых рабочих мест для эксплуатации БКЛ.
Большая кольцевая линия поспособствовала и развитию прилегающих территорий, многие из которых находились не в лучшем состоянии.
В первый день весны для пассажиров открылись последние девять станций БКЛ.
«Марьина Роща»
Станция «Марьина Роща» расположена в одноименном районе – вдоль 5-го проезда Марьиной Рощи. Теперь «Марьина Роща» БКЛ – самая глубокая станция московского метро с самым длинным эскалатором – 130 м. Станция строилась закрытым способом, который является одним из наиболее сложных методов в метростроении. Все работы велись в подземных условиях.
Станция «Марьина Роща» БКЛ станет частью крупного транспортно-пересадочного узла, объединяющего Люблинско-Дмитровскую и Большую кольцевую линии метрополитена, МЦД-2, перспективный МЦД-4, а также наземный транспорт.
Архитектурно-художественный облик «Марьиной Рощи» необычен. Основой дизайна станции стала эстетика фарфора. Колонны выпуклой формы напоминают пузатые фарфоровые чайники. Мраморные плиты словно покрыты мелкими трещинами, что придает эффект старины.
Пол выложен гранитом. Потолок на станции сводчатый, его сделали из максимально бесшовных панелей. Благодаря скрытой архитектурной подсветке потолок будет казаться бесконечным.
Потолки входного павильона выполнены из перфорированных панелей, которые облегчили установку систем вентилирования, кондиционирования и подачи тепла. Вестибюль украсили шары диаметром 2,5 м. В качестве основного материала использовалась полированная нержавеющая сталь, а вместо стен – панорамные стекла.
Рядом со станцией появится функциональная зона отдыха – с новыми малыми архитектурными формами, газонами, деревьями и кустарниками.
«Рижская»
Станция «Рижская» БКЛ расположена под проспектом Мира с выходом на Рижскую площадь и пересадкой на одноименную станцию Калужско-Рижской линии. Станция глубокого заложения, с одной островной платформой, строилась закрытым (горным) способом на глубине 62 метра.
После открытия «Рижская» войдет в состав одного из крупнейших пересадочных узлов Москвы, который объединит станции Большой кольцевой и Калужско-Рижской линий метро, МЦД-2 «Курско-Рижский». В перспективе здесь также пройдут линии МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» и МЦД-4 «Калужско-Нижегородский».
Основным архитектурным элементом станции являются арочные порталы из нержавеющей стали. Платформу украшают 16 металлических арок высотой до четырех метров со встроенной подсветкой.
Для отделки «Рижской» использован классический для московского метро гранит. Завершает общую композицию свод над путями и путевая стена без облицовки, на которой разместили название станции и схемы линии.
В центральном зале вдоль пилонов станции установлены скамьи для отдыха пассажиров.
Рядом со станцией появится обновленный городской сквер. Концепция благоустройства включает озеленение, гранитное мощение и установку малых архитектурных форм. На Рижской площади вновь заработает фонтан.
«Сокольники»
Станция «Сокольники» расположена у главного входа в исторический Парк культуры и отдыха – на Сокольнической площади между улицами Русаковская и Сокольнический Вал.
Станция колонного типа, мелкого заложения, сооружена на глубине порядка 30 метров. Работы велись в условиях плотной городской застройки с большим количеством подземных инженерных сетей.
Перегонные тоннели в сторону станции «Электрозаводская» были проложены в сложных гидрогеологических условиях всего лишь в шести метрах от действующей станции «Сокольники» Сокольнической линии.
В основу художественного решения станции легли плакаты, посвященные строительству первых станций Московского метрополитена. Художественные композиции размещены на светоотражающих панелях потолка. Путевые стены превращены в большое декоративное панно.
В отделке станции использованы серый мрамор, серый и черный гранит. Подвесной потолок выполнен из алюминиевых трехслойных панелей и реечных конструкций, а детали светильников, барьеры, ограждения и поручни – из нержавеющей стали. Новая станция имеет два вестибюля.
Благодаря проводимому благоустройству Сокольническая площадь, под которой расположена новая станция, станет городским парком – с дорожками, мощенными красными клинкерным кирпичом, клумбами-скамейками и деревьями.
«Текстильщики»
Станция «Текстильщики» расположена между Шоссейной улицей и путями МЦД-2. Пересадочная на одноименные станции Таганско-Краснопресненской линии и МЦД-2.
Станция мелкого заложения с двумя береговыми платформами и двумя вестибюлями с выходами на Шоссейную улицу, к станции МЦД-2 и остановкам наземного транспорта.
Основным декоративным элементом станции стал двухуровневый потолок, визуально напоминающий вязальный или ткацкий станок – отсылка к названию станции.
В отделке платформенной части и вестибюлей станции использованы натуральные природные материалы. Полы выложены гранитом светло-серого цвета, стены – мрамором светлых оттенков и металлическими панелями. Входные павильоны выполнены в белом, сером и синем цветах.
В перспективе «Текстильщики» станут мегахабом – одним из крупнейших транспортно-пересадочных узлов города.
«Печатники»
Станция «Печатники» расположена в одноименном районе юго-востока Москвы на пересечении улиц Гурьянова и Шоссейной. Станция мелкого заложения с двумя вестибюлями, обеспечивающими выход пассажиров на улицы Шоссейную и Гурьянова, к жилой и общественной застройке, остановкам наземного транспорта.
Интерьер станции выдержан в черно-белой цветовой гамме. Колонны, расположенные у эскалаторов и лестниц переходного моста, выполнены в виде композиции из двух букв П. В торцах станции разместили скамейки в форме перевернутых букв П.
«Нагатинский Затон»
Станция «Нагатинский Затон» расположена в одноименном районе Москвы вдоль Коломенской улицы. Благодаря размещению станции на мысе Нагатинской поймы при выходе из нее пассажирам будет открываться великолепный вид на Москву-реку.
Станция мелкого заложения – с двумя береговыми платформами, объединенными переходными мостиками, с которых можно будет выйти к эскалаторам, ведущим в подземный вестибюль.
Единственный вестибюль станции обеспечит выход пассажиров на Коломенскую улицу, к остановкам НГПТ и жилой застройке.
Основная идея оформления интерьера станции заключается в попытке использовать объект транспортной инфраструктуры в качестве музея, посвященного обитателям рек Московского региона и Нагатинского Затона в частности. Крупные реалистичные изображения рыб выполнены из натурального камня в технике мозаичного панно.
На потолках перронных залов станции, в залах кассового узла и на сводах эскалаторных тоннелей установлены алюминиевые композитные панели белого цвета. В облицовке стен залов и путевых стен использован мрамор белого цвета и габбро. Полы облицованы гранитом.
«Кленовый бульвар»
Станция «Кленовый бульвар» расположена в районе Нагатинский Затон вдоль Коломенской улицы у примыкания к ней Кленового бульвара. В перспективе – пересадочная на Бирюлёвскую линию метро.
В непосредственной близости от станции– музей-заповедник «Коломенское». Станция «Кленовый бульвар» была размещена за пределами парка, а тоннели прошли под его периферийной территорией, не затрагивая центральную часть с наиболее ценными объектами. В то же время пассажиры смогут легко добраться до парка, который начинается буквально в 300 метрах от выходов из метро.
Спокойный и лаконичный дизайн станции передает образ ключевого объекта местности – парка «Коломенское».
Пластика свода потолка платформы создает узнаваемый силуэт, характерный для традиционных элементов русского зодчества, визуально удваиваясь в зеркальной части отделки стен.
Интерьер подземного вестибюля выдержан в черно-белой гамме. В отделке стен использованы мрамор, гранит габбро и металлические панели на колоннах и арках. На потолке установлены световые перфорированные панели.
«Каширская»
Станция «Каширская» БКЛ расположена на пересечении улицы Маршала Шестопалова и Каширского шоссе. Станция мелкого заложения, колонная, трехпролетная – обеспечивает кросс-платформенную пересадку на одноименную станцию Замоскворецкой линии метро.
«Каширская» была сооружена по типовому проекту, популярному в 60 – 70-х годах.
В ходе реконструкции исторический облик станции максимально сохранен, включая восемь оригинальных панно-барельефов скульптора З. М. Ветровой, украшающих путевые стены станции.
При этом специалисты модернизировали инфраструктуру, заменили инженерные коммуникации, рельсы, облицовку стен и платформы. По сути, станцию разобрали и собрали заново, полностью обновив основные конструкции и оборудование с учетом передовых инженерных технологий.
Стены платформенной части облицованы саянским мрамором и лабродоритом. Пол отделан сибирским гранитом и габбро.
Также обновлены вестибюли.
«Варшавская»
Станция «Варшавская» БКЛ расположена у примыкания Чонгарского бульвара к Варшавскому шоссе. Станция мелкого заложения, колонная, трехпролетная. С нее пассажиры могут сделать пересадку на маршруты НГПТ и одноименную станцию Павелецкого направления МЖД. Станция метро «Варшавская» была сооружена по типовому проекту, популярному в 1960 – 1970-х годах.
В ходе реконструкции исторический облик станции максимально сохранен, включая чеканные панно с изображениями видов Варшавы (авторы Х. М. Рысин, А. Я. Лапинь, Д. Я. Бодниек), украшающие путевые стены станции. Также рисунок исторических панно использован в облицовке колонн вестибюлей.
При этом специалисты модернизировали инфраструктуру, заменили инженерные коммуникации, рельсы, облицовку стен и платформы. Пол вестибюлей облицован светло-серым шимановским гранитом, стены – белым саянским мрамором, лабрадоритом и габбро темного оттенка.
В ходе реконструкции обновлены и входные павильоны. Один из них – стеклянный, второй, расположенный вблизи торгового центра, облицован панелями из оцинкованной стали. Здесь установлены витраж и вентиляционная решетка из перфорированных панелей, имитирующих огни города, а также лифт для маломобильных пассажиров.
Облик каждой станции уникален. Дизайн определяли в ходе международных архитектурных конкурсов.
Лидия Миловидова.
Фото автора и с сайта mos.ru