Эпохальный «Тихий Дон» на сцене театра «Русская песня»

В Московском государственном академическом театре «Русская песня» состоялась грандиозная премьера. На сцене воплощен великий роман о войне и любви «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Режиссер спектакля Дмитрий Петрунь отразил в трехчасовом спектакле самые яркие моменты жизни героев легендарного романа.

Фото Егора Николаева

Сюжет четырехтомного произведения знаком со школьной скамьи. Казак Григорий Мелехов – в спектакле актер Марк Богатырёв (в очередь с Дмитрием Миллером) влюблен в замужнюю соседку Аксинью Астахову, роль которой играет Александра Никифорова. Весь роман — это участие в войнах и метания между двумя женщинами, Аксиньей, к которой Григория тянет всю жизнь, и, как он думает, нелюбимой Натальей – Наталья Морозова (в очередь со Светланой Рассказовой), женой, навязанной отцом. В поисках своего места Мелехов примыкает то к красным, то к белым, а то и вовсе к вольным казацким объединениям. И все это удалось воплотить на сцене театра «Русская песня». Спектакль получился динамичным, ярким, смотрится на одном дыхании.

Итак, в центре сюжета Григорий Мелехов, угодивший в жернова исторических потрясений, успевший испытать за очень небольшой промежуток времени любовь и предательство, страсть и измену, сумевший преодолеть все удары судьбы – не сломаться и выстоять.

На сцене разворачивается не просто спектакль, а грандиозное сценическое полотно, в котором переплелись эпический размах и трагедия людских судеб.

Получился своеобразный киномонтаж на театральной сцене.

– Я хотел прикоснуться к характерам людей, которые свою силу и энергию берут у природы, а природа их толкает на совершение тех или иных поступков – геройский, любовных, – говорит Дмитрий Петрунь. –  Жизнь казака – это сожительство человека и природы, когда стены – это лес и горы, когда потолок – звездное небо. Человек становится частью этого огромного мира. Поэтому главные герои Григорий и Аксинья живут большими чувствами, большей свободой, разрушающей все придуманные запреты и границы. В любви, в борьбе, в ревности… во всем они идут до конца.

По словам режиссера, все эти качества, работая над спектаклем, он наблюдал и в артистах театра «Русская песня», которые шли навстречу всем его предложениям.

– Если уж идти, то идти с открытым забралом на любые актерские эксперименты, – отмечает Дмитрий Петрунь. –  Потому что само произведение не терпит полумеры, не терпит иронии и цинизма.

Художественный руководитель театра, народная артистка России Надежда Бабкина играет в спектакле роль атаманши Христины, вдовы сотника Дмитрова. Как всегда, великолепна, актриса создает яркий неповторимый и неоднозначный образ атаманши.

– В драматургическую канву спектакля, конечно же, включен песенный материал, – рассказывает Надежда Бабкина. –  Преимущественно это казачьи песни, создающие на сцене атмосферу станицы. Казаки петь всегда любили, не важно, в быту ли, в походе ли… Песня для казака очень важна. Как и в романе Шолохова, мы затрагиваем тему любви, измены, трагедии народа.

Образ Аксиньи в романе также является одним из центральных. Ее непростые отношения с Григорием Мелеховым, развивающиеся на фоне судьбоносных исторических событий, проходят красной нитью через все произведение. На сцене мы видим всю глубину переживаний женщины, для которой любовь становится одновременно благом и проклятием.

– Получить такую роль, как Аксинья из «Тихого Дона» – подарок для любой актрисы, – уверена Татьяна Арнтгольц. –  Это страстная, самодостаточная, сильная женщина, которая, потеряв любовь самых близких людей еще в детстве, ставит ее на первое место в жизни. Для нее любовь – это основа всего. Аксинья – одна из величайших женских фигур не только в русской, но и в мировой литературе, поэтому чувство ответственности зашкаливает.

Мнение актрисы об участии в такой эпохальной постановке как «Тихий Дон» разделяют и ее партнеры по сцене. Как отмечает коллега Дмитрий Миллер: «сыграть Григория Мелехова мечтает любой артист».

– В театральном училище я готовил отрывок из «Тихого Дона», но помыслить не мог, что пройдет чуть больше 20 лет, и судьба сделает мне такой подарок – роль Григория Мелехова в постановке Дмитрия Петруня на сцене театра «Русская песня», – вспоминает Дмитрий Миллер. –  Этот образ – некая актерская вершина. Как Гамлет в английской драматургии. Тот же масштаб личности, такие же непреодолимые преграды и задачи встают на его пути.

Григорий Мелехов – Марк Богатырёв:

– Я давно мечтал выйти на большую театральную сцену, сыграть сложную роль. Поэтому когда поступило предложение о «Тихом Доне» Михаила Шолохова – безумно обрадовался и благодарил Бога за предоставленную возможность.

По словам актера, «театр в любые времена врачевал души».

Можно с уверенностью сказать, эти слова однозначно о «Тихом Доне» на сцене «Русской песни».

Возможности театра, современные спецэффекты позволяют сделать грандиозное по красоте и технологиям зрелище. Перед зрителем предстает гладь Дона, затянутая легкой утренней дымкой, рыбацкие лодки, скользящие по водной глади, деревянные речные мостки, звучат удалые казачьи песни…

Внезапно разыгравшаяся буря разрушает эту хуторскую идиллию с привычным укладом жизни казаков и судьбы главных героев, переворачивает жизнь целой страны.

– Дмитрий Петрунь, просветленный режиссер нашего времени, с которым я имел счастье работать, – говорит Михаил Горевой, исполняющий роль Пантелея Мелехова (в очередь с народным артистом России Валерием Афанасьевым – Л. М.)  – Поэтому, когда он предложил мне принять участие в спектакле «Тихий Дон» и сыграть отца главного героя, конечно же я моментально согласился – Пантелей Мелехов грандиозная роль, а «Тихий Дон» – мощнейшее произведение. Значит, и постановка должна быть мощной.

Такая она и получилась. В спектакле задействованы народная артистка РФ Наталия Егорова в роли Василисы Мелеховой, роль богатого казака Мирона Коршунова играет Александр Чернявский (в очередь с Ефимом Шифриным). В премьере также заняты Иван Замотаев, Юрий Катаев, Александр Варнаев, Анна Ишутина, заслуженный артист России Пётр Ключников, Наталья Волгина и другие.

На сцене весь вечер Московский государственный ансамбль «Русская песня», фолк-рок-группа «После 11», балет «Живая планета».

Лидия Миловидова.

Фото Егора Николаева 

Добавить комментарий