Три источника и три составные части картины: демографический кризис, проблема с кадрами и… третий элемент, еще широко не известный и не осознанный обществом.
Не совсем понятно, почему сейчас и вдруг много и громко заговорили о «демографическом провале». Возможно, реакция на частный повод – отчет Росстата за апрель (https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/209097). Родился 96 131 ребенок – антирекорд XXI века в России. Умерли 135 915 человек. Превышение смертности над рождаемостью, то есть убыль, – 39 784 человека. Только за один месяц.
Может, слово «антирекорд» так всколыхнуло всех. Вплоть до того, что демографическую ситуацию комментировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков: «Есть проблемы непреодолимого характера, демографические ямы, которые нас преследуют. Это демографическая яма, связанная с Великой Отечественной войной, и демографическая яма, связанная с девяностыми годами, когда рушилась страна и когда рождаемость упала. И то падение, в свою очередь, было спровоцировано продолжающейся ямой от войны. Мы с вами живем в десятилетие, когда эти ямы соединились – это исторический хвост, который нас преследует».
Надо отметить: ничего особенно нового, критического в данных Росстата нет. Спад рождаемости, превышение смертности над рождаемостью, убыль населения фиксируются год от года. В 2022 году в России родилось 1 306 162 ребенка – минимальная рождаемость за последние 22 года (https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/194853). Похоже, последуют новые «рекорды». С января по апрель нынешнего года убыль составила 188,5 тысячи человек – численность населения такого города, как Псков.
Дискуссионны и отсылки ко Второй мировой войне. Почти 80 лет прошло – вполне достаточно, чтобы положение выровнялось, стабилизировалось.
Причин демографического спада много. Возможно, самая главная из перечисляемых – тревожность, неуверенность в завтрашнем дне. Если первый ребенок родился в порыве чувств молодости, то о втором уже трижды задумываются.
В эти же дни громко заговорили о кадровом кризисе в масштабе страны. Исследование Центробанка и Института экономической политики показало, что сегодня мы имеем рекордный дефицит рабочих за последние 25 – 27 лет. По данным кадрового агентства WorkForce, только строительной отрасли сегодня не хватает от трех до пяти миллионов человек. Острая потребность в инженерах, в специалистах сферы информационных технологий.
На каждого безработного приходится 2,5 вакансии.
Демографический кризис и кадровый дефицит в той или иной степени связаны между собой. Но есть еще один момент, широко не известный, не осознанный обществом. Его черты обобщила HR-директор екатеринбургской компании «Талисман» Ольга Новгородова. По ее двадцатилетним наблюдениям, дефицит кадров вызван радикальной сменой ценностей новых поколений работников.
«Стало немодным работать более пары лет на одном месте. Стало немодным строить карьеру с низов – вчерашние выпускники выставляют резюме с зарплатой от 60 000. Стало немодным трудиться. Выражение «трудиться в поте лица» – ругательное. В шесть раз увеличилось количество резюме с пометкой «удаленная работа». Раньше перспектива увольнения считалась неприятной. Ты не справился. Сейчас: «Это не вы, а я вас бросаю»… Появилось большое количество вакансий, которые раньше-то и работой не считались. Если ты не хочешь работать на заводе за условные 40 000 и в офисе за 50 000, то те же самые деньги вполне можно заработать, заполняя карточки на маркетплейсах. Обалденный тренд, в некоторой конфронтации с предыдущими – нам не нужно много денег. Появился тип молодых людей, которые вообще не заточены на деньги и на потребительство. Такие космополиты, которые умеют жить везде и питаться всем. Луи-Виттоны – моветон. Еда – самая простая… Они свободны и крылаты. И ваша работа им тоже не упала ни в какое место…»
Трудно с ней не согласиться. В любом случае – стоит задуматься. Ведь, действительно, на наших глазах появились и вошли уже в определенный возраст представители генерации с другими приоритетами. Еще у сегодняшнего старшего поколения была полная определенность: кто-то оканчивал профтехучилище и шел на завод, в цех, кто-то – высшее учебное заведение и трудился в конструкторском отделе, отраслевом или научном институте, кто-то – на конторской службе. И, как правило, на всю жизнь. Работа, семья, дети… Без опаски за свое и за их будущее. Разумеется, в рамках и параметрах той, советской действительности.
Представители новой генерации – кардинально другие. Они с пеленок росли и выросли в атмосфере постсоветских десятилетий, кардинальных перемен, потрясших основы. Отцы и матери, бабушки и дедушки всю жизнь трудились не покладая рук – и что в итоге? Возможно, их поведение, их приоритеты, описанные Ольгой Новгородовой, – это в том числе и реакция на опыт отцов и дедов, на то, что случилось с ними, на очевидную несправедливость уклада. Переживание и перенос горького опыта и примера старших на себя, на современность. Выработанная ими система безопасности: не желай ничего особенного, живи как живется, и не будешь разочарован и уязвлен. И вообще…
В рамках таких приоритетов, такого поведения трудно представить этих молодых людей мечтающими о детях и внуках.
Сергей Баймухаметов.
Фото «Московской правды»
Желать много зарабатывать это хорошо. Полное отсутствие желания трудиться это ужасно. В семьях напрочь отсутствует трудовое воспитание. Происходит подмена всех человеческих ценностей. Большинство молодых людей считают, что им все должны. А они сами не имеют никаких обязанностей.
Очень точно подмечено. Если еще лет 10 назад в моде был сплошной гламур, то сейчас молодые девчонки совсем не похожи на тех гламурных барышень и у них совсем другие ценности. Мода на все натуральное, экологичное никак не вяжется со стразами и 20-сантимитровыми шпильками, и уже сейчас девицы в ультрамини и на каблучищах смотрятся нелепо. Одежда простая и удобная, еда по максимуму полезная, работа такая, чтобы не напрягала, минимализм во всем. Им не нужны “мебеля” и сервизы, даже автомобили не нужны, максимум, самокаты или велосипеды. И в чем-то они, думаю, правы.
Мне тоже не нравятся брендовые шмотки по космическим ценам и простая еда полезнее! Каждый проживает свою жизнь!
Никогда не гналась за модой, а уж тем более не вижу смысла переплачивать за бренды. Мне вообще без разницы, кто и где одевается.
Государство поддерживает рождаемость и малообеспеченных. Значит люди будут стремиться получать серую зарплату.
Я как представитель этого поколения могу сказать, дети это дорого и большие перемены. Я не хочу, чтобы мой ребенок жил на съемной квартире, ходил в обносках, я желаю ему полноценной семьи, свою комнату и возможность ходить на любые кружки. Лично я сейчас в ситуации, когда есть работа, деньги, но нет человека с которым можно создать семью, могу и для себя ребенка родить, но так не годится. Партнеры по семье должны быть равными, не только финансово, но и по целям в жизни.