Новый, юбилейный сезон Московский академический театр сатиры откроет пьесой, которая была написана девяносто лет назад специально для театра, но при этом никогда не появлялась на сцене. Ее репетирует художественный руководитель Сергей Газаров. Постановка будет называться «Иван Васильевич», и режиссер планирует вернуть произведению первоначальные смыслы, заложенные Михаилом Булгаковым.
Мало кто знает, что пьеса «Иван Васильевич» была изначально написана Булгаковым прицельно для Театра сатиры. Шел 1935 год, время было непростое, и из-за рогаток цензуры зрители пьесу так и не увидели.
Сергей Газаров решил столкнуть на сцене две эпохи – времена НЭПа и русского Средневековья.
Возможно, среди потенциальных зрителей спектакля есть те, кто не читал самой пьесы, но вряд ли сегодня найдутся те, кто не знаком с подробностями сюжета, благодаря известной комедии Леонида Гайдая. Герои с помощью чудесной машины инженера Тимофеева отправляются в прошлое. Благодаря изобретению совершено случайно в позднем Средневековье оказываются управдом Бунша и вор-домушник Милославский. Но в самой пьесе царь Иван Васильевич Грозный в свою очередь оказывается не в отдельной квартире, как это было в фильме, а в московской коммуналке по адресу: Банный переулок, 10.
Комедия положений Сергея Газарова подтверждает булгаковскую догадку о том, что человек не меняется, в какое бы время его ни заносили превратности судьбы.
– Булгаков не имеет границ, – говорит художественный руководитель Театра сатиры, режиссер Сергей Газаров, – его герои не придуманы, они живые и могут существовать как сегодня, в ХХI веке, так и тысячу лет назад. Сталкивая их друг с другом, драматург добивается абсурда, который героям, живущим по законам своего времени, не очевиден. Но очевиден зрителю. Пьеса актуальна благодаря именно этому художественному приему. Постановку можно назвать программным спектаклем Сатиры, в ней – истоки и продолжение нашего театра.
Зритель вместе с персонажами из XXI века попадет в 30-е годы прошлого столетия, а затем, с помощью визуальных и звуковых сценических эффектов и ультрасовременной машины времени, еще и в XVI. В спектакле Газарова будет всё – богатые костюмы эпохи Ивана Грозного, расписные потолки Грановитой палаты Московского Кремля, женственные платья ар-деко и реалистичная обстановка коммунальной квартиры периода НЭПа.
Инсценировка от создателей спектакля требовала погружения в исторические материалы, их изучали, чтобы понять, чем жили люди при Иване Грозном и во времена НЭПа, как отличались их жесты, мимика, речь, мысли, тревоги и надежды. Но образы, естественно, намеренно остаются узнаваемыми – по картинам из Третьяковской галереи и Русского музея, по школьным учебникам и журналам мод Советской России.
Особую роль в финале сыграет в спектакле и машина времени, тут театр готовит сюрприз.
Над постановкой трудятся художник Владимир Арефьев и хореограф Сергей Землянский. Каждый элемент одного столетия пытается раствориться в столетии другом. Но живет по законам своей эпохи, а потому раствориться не может. И в этом гротеске рождается абсурд. Такой, каким его задумал Булгаков.
Управдома Буншу и Иоанна Грозного сыграет народный артист России Юрий Васильев. Милославского репетируют сразу два артиста: Артём Минин и Фёдор Лавров. Роль киноактрисы Зины примеряют на себя Александра Мареева и Майя Горбань, а роль Царицы — Екатерина Хлыстова и Надежда Филиппова.
Елена Булова.
Фото Веры Юрокиной
Обожаю Театр сатиры и обожаю Булгакова. Кажется, всё сходится) Обязательно приду, постараюсь попасть на премьеру
Уверена, что эта пьеса будет очень интересной. Фильм этот обожаю, сто раз смотрела, значит и театр понравится.