Погода нас в этом году не балует солнечными денечками, хотя зима уже на исходе. Наступившие долгожданные праздники хочется провести с семьей с пользой для души. Кто-то выезжает за город в надежде сплотить свою семью у мангалов с шашлыками, а кому-то в городе интересно посмотреть на что-то ценное, на что в будние дни не находится времени, послушать те истории, которые должен знать каждый, взглянуть в прошлое, чтобы понять настоящее. Поэтому сегодня мы и направились в Новоспасский монастырь, одну из древнейших православных обителей Москвы.
На левом берегу реки Москвы, выше Новоспасского моста, раскинулся удивительной красоты монастырь, который и называется Новоспасским. Сейчас это действующий мужской ставропигиальный, т. е. находящийся под управлением патриарха, монастырь.
Когда я узнала, что мои друзья идут на экскурсию в этот монастырь, первое, о чем я подумала: а что я знаю об этой древнейшей жемчужине Москвы? Главное, пожалуй, что это место захоронения членов дома Романовых и именитых боярских родов России.
Конечно, мне, взрослому человеку, интересно было что-то услышать новое, освежить в памяти давно слышанное, но каково было мое удивление, когда я в этот холодный, ветреный день увидела довольно многочисленную группу людей, которую разбили на три части, состоявшую из посетителей всех возрастов, от мала до велика. Ну, думаю, наверное, дома не с кем оставить детишек в праздник. А потом все же поняла, что важно именно с детства знакомить с этими живыми свидетелями нашей истории – монастырскими стенами. Иначе это можно сравнить с тем, что вы говорите ребенку, что дедушку надо любить, но при этом дед живет в другом городе и с внуком они практически никогда не виделись. Так и в случае с нашей экскурсией. Как, например, современному подростку привить любовь к истории, если он живет в своей типовой квартире, совершенно в другом мире, наполненном телефонами и компьютерами? Но начинать все же стоит, потому как это того стоит.
Итак, первое, конечно, важна общность людей, объединенных общим интересом, пониманием, зачем нужно знать свою историю. История народа позволяет глубже понять ее культуру и быт, происходящие в мире события. Знание истории воспитывает в человеке патриотизм, любовь к своему народу, принадлежность к нему, да и просто дает возможность быть интеллигентным и образованным человеком.
Не прикоснуться к истории в Новоспасском монастыре просто невозможно. А корни его создания ведут аж к Ивану Калите. Первый каменный собор Спаса Преображения был построен в 1494 году.
В начале XVII века монастырь выдерживал осаду польских войск, около его стен русское ополчение в 1612 году готовилось к окончательному освобождению Москвы от польско-литовских захватчиков.
Монастырь стал пользоваться царской благосклонностью и начал приобретать современный облик после прихода к власти Романовых в 1613 году, поскольку в нем издавна находилась родовая усыпальница. В 1620-х годах патриарх Филарет построил каменную колокольню с храмом во имя преподобного Саввы Освященного.
В 1640 году по указу царя Михаила Федоровича деревянную крепостную стену начали менять на мощную каменную, чтобы можно было при подступах врагов держать оборону. Для этого к монастырю стекались каменщики со всей страны. Поэтому ближайшие к обители улицы носят названия Больших и Малых Каменщиков. В XVII веке монастырь мог в любой момент «выступить в ружье». К счастью, этого не понадобилось, но к этому времени относится поговорка «У Спаса все в запасе».
Царь Петр I распорядился в 1689 году украсить монастырский собор росписью.
А в 1717 году издал приказ об отливке нового колокола для собора весом в 1100 пудов.
Во время нашествия Наполеона в 1812 году монастырь сильно пострадал, в том числе от пожара. В привратном храме была конюшня. Сейчас это даже трудно представить.
А от участи конюшни Спасо-Преображенский собор спасла крутая лестница, по которой было трудно подниматься на лошадях.
К 1820 году здания, пострадавшие во время войны 1812 года, были отремонтированы. Вдоль западной части крепостной стены построили новый двухэтажный корпус, где разместились кельи, кухня и прочее.
Из остатков разбившегося при пожаре главного колокола Петра I отлили новый. В 1830 – 1840-х годах были обновлены храмы монастыря.
В 1900 году при посещении обители императором Николаем II было решено основать храм в честь преподобного Романа Сладкопевца в усыпальнице бояр Романовых.
После падения монархии монастырь был закрыт в 1918 году, и в том же году на его территории был устроен лагерь НКВД. Обитель стала первым расстрельным монастырем в Москве. В 1925 году территорию монастыря занимал Второй женский исправительный дом. А монастырское кладбище было снесено в 1927 – 1930 годах. Все монастырские постройки были переоборудованы для хозяйственных нужд или под жилье.
В шестидесятых годах прошлого столетия на базе монастыря открыли музей реставрации. И лишь в 1991 г. обитель вернули Московской патриархии.
В 1995 году сюда был перенесен прах великого князя Сергея Александровича, убитого за 90 лет до этого террористом Иваном Каляевым. На территории монастыря воздвигнут памятный крест, воссозданный по сохранившемуся проекту Виктора Васнецова, — точная копия памятника-креста, существовавшего в Кремле на месте убийства князя до 1918 года (восстановлен в 2017 году).
В феврале 2014 года патриарх Кирилл освятил 16-тонный «Романовский» колокол, который был отлит взамен уничтоженного в XX веке исторического колокола.
5 февраля 2015 года в монастырь были принесены из Греции мощи святого великомученика Димитрия Солунского — нетленная десница. Принесение ковчега с мощами святого посвящено 70-летию победы над фашизмом: на Руси память святого Димитрия Солунского с древнейших времен связывалась с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества.
Конечно, это далеко не все рассказанные нам в тот день истории, но и взрослым и детям этот вместе проведенный, немного строгий и торжественный, но все же праздничный день запомнится надолго.
Алина Фёдорова.
Фото автора