Режиссер и продюсер Константин Буслов продолжает работу над фильмом «Злой город». Масштабная историческая драма перенесет зрителя во времена нашествия войска хана Батыя, в мужественно обороняющийся городок Козельск.
1238 год… Хан Батый во время похода на Русь тратит два месяца на взятие крохотного города Козельска, потеряв при этом тысячи воинов и осадные орудия. И когда, перебив всех защитников, среди которых были и женщины с детьми, наконец-то берет город, то повелевает навеки забыть его имя и отныне именовать «Злым городом». Но Батый просчитался: название Козельск сохранилось в веках как образец стойкости и мужества.
Центральные роли в этой масштабной драме играют Алексей Гуськов, Александр Метёлкин, Леонела Мантурова, Сергей Баталов, Аглая Шиловская, Максим Белбородов, Полина Чернышова, Владимир Любимцев, Артём Волобуев. Роль Берендея исполняет Алексей Шевченков, а роль воеводы Козельска – Алексей Розин.
Съемки исторического экшена, посвященного осаде, продолжаются уже более полугода, ведутся в Подмосковье и Тверской области. Им предшествовали два года напряженной подготовки. Обо всем этом и рассказывает режиссер картины Константин Буслов.
– Маленький русский город Козельск встал на пути у целого монгольского войска во главе с ханом Батыем, движущегося на Русь, – говорит Буслов. – Эта история зацепила меня своей цельностью, разнохарактерностью персонажей, их отвагой и жертвенностью. А еще формой сценария, его многофигурной структурой и многозадачностью. Я люблю такие конструкции. Они сложные с точки зрения режиссуры и интересные в поиске решений как художественных, так и производственных. Ранее у меня были исторические проекты, но такая сложнопостановочная картина огромного масштаба – впервые, хотелось с головой окунуться в эту эпоху, разработать, придумать и снять эту значимую, интересную и внушительную историю. И да, у меня была свобода! В творчестве, в выборе актеров, в постановке и решениях.
За два года подготовки, предшествовавших съемочному периоду, наша группа выстроила настоящий Козельск 1238 года, соорудила огромный деревянный мост через реку Жиздру, на котором происходят важные события фильма, возвела монгольский стан Батыя из многочисленных юрт – с телегами, арбами, камнеметными машинами, стенобитными таранами, лестницами и всей прочей бытовой утварью того периода.
Целый год наши артисты напряженно готовились к трюковым сценам, осваивая секреты фехтования на мечах, топорах, копьях. А также верховую езду, драки и прочие элементы боев. Мне, как режиссеру, да и постановщику трюков Константину Адаеву тоже, было важно, чтобы актеры сами снимались в боевых сценах, минимизируя, в разумных пределах, участие каскадеров-дублеров. Все боевые сцены в фильме, естественно, были придуманы, разработаны и поставлены в зале, тщательно отрепетированы и сняты в виде превизов на этапе подготовки. Трюковые сцены с лошадьми также готовили и репетировали отдельно. Выезжали на натуру с лошадьми, конными каскадерами, снимали все с операторами предварительно на айфоны, а уж потом разбирали покадрово.
Это был трудный путь, и он, безусловно, нам сильно помог во время съемок, хотя, надо сказать, на площадке все равно приходилось что-то менять – были тяжелейшие съемки, суровая, морозная и очень снежная зима, экспедиция, короткий съемочный день. Сложность дополняла востребованность наших актеров, имеющих непростые графики, и огромная массовка, которая все время жаловалась на холод.
Алексей Гуськов в этой картине играет роль монаха Ратши, ставшего воином.
– Съемки, конечно, оказались физически очень сложными, – говорит Алексей Гуськов, – но я к этому был готов, знал, на что иду. Не буду скрывать, что роль Ратши прежде всего заинтересовала возможностью снова поучаствовать в батальных сценах, например подраться на мечах. С огромным удовольствием надел кольчугу, работал с постановщиками трюков, каскадерами, изобретал ножны, крепления для двух мечей, чтобы они были, с одной стороны, удобными, с другой – впечатляющими визуально. Было и холодно, были и длинные ночные смены, приходилось преодолевать себя, чтобы выполнять максимум сцен самому, без дублера. Мой герой – это монах, ставший воином, ведущий за собой людей и защищающий город от монголов. Очень хотелось быть убедительным как с точки зрения актерской, так и исторической. Надеюсь, что нам все удалось.
Для натурных съемок двухмесячной осады Козельска группой был выстроен полномасштабный город с 40 полноценными строениями: деревянными избами, дворами, заборами, церковью, княжим домом, кузней – все это окружено огромной, двенадцатиметровой высоты бревенчатой стеной с частоколом и рвом с водой пятиметровой ширины по кругу. Чертежи каждого здания города и каждой клети стены были разработаны и спроектированы на «Мосфильме» по макету и под руководством главного художника Сергея Февралёва.
Группа консультировалась с историками, посещала музеи Козельска, общалась с главным архитектором. Кроме того, на протяжении всей подготовки и в съемочном периоде на проекте был консультант из Государственного Кремлёвского музея, к услугам которого кинематографисты частенько обращались.
– Каждый дом, – продолжает рассказ Константин Буслов, – был тщательно спроектирован и вычерчен до каждого отдельного бревна – это около сорока строений, включая церковь, а также бревенчатую стену и монгольский стан с настоящими юртами. Это требовало значительных усилий и времени.
Вот такое кино нас ждет в скором времени на экранах. Хочется верить, что при подобном тщательном отношении к производственной части художественное решение фильма тоже не подкачает и впечатлит не меньше.
Елена Булова.