Каждый январь мы отмечаем два Новых года — новый и старый. По этому поводу существует немало шуток.
Зачем нам старый Новый год? А это контрольный — в печень!
Попробуйте объяснить иностранцу, что такое старый Новый год.
Встречать Новый год по-старому придумали для тех, кто не помнит, как встретил по-новому.
Ну и хорошо же мы погуляли в ночь с 31 декабря на 14 января!..
Краткую историю возникновения старого Нового года знают, наверное, все. Есть два календаря: юлианский и григорианский. Россия вплоть до 1918-го жила по юлианскому, но он был не совсем точен. Набежала ошибка, ее исправили, и год передвинулся на… э-э-э… сколько-то дней. Кажется, тринадцать. Или четырнадцать? И теперь, если принято решение отметить какую-нибудь историческую дату (например, день рождения Пушкина), надо обязательно выяснить, по какому стилю.
Длинная история — как это часто бывает — намного интереснее. Известно, что в году не ровно 365 дней, а с гаком. И вот этот самый гак причинил немало головной боли составителям календарей в разных эпохах и на разных континентах. Любопытно, что его нередко использовали в политических целях. Менялись страны, эпохи, религии, но возможность крутить время в ту или иную сторону всегда привлекала власть имущих.
Точность тропического года
Прежде чем приступить к самому рассказу, немного ликбеза. Для наблюдателя с Земли Солнце идет по небу по воображаемой линии меж звезд, которая называется эклиптикой. Время, за которое Солнце проходит по этой линии 360 градусов, называется тропическим или солнечным годом. Именно на его основе и строятся все солнечные календари.
Вычислением этого срока занялись еще в глубокой древности. В качестве точки отсчета обычно выбирали осеннее и весеннее равноденствия — время, когда день равен ночи. Теоретически можно измерять и время между солнцестояниями, но погрешность будет больше.
Для измерения тропического года требуются, во-первых, солнечные часы. Это может быть высокий обелиск или стена с отверстием. Главное — зафиксировать, в какое место упадет солнечный луч в полдень одного из равноденствий.
Во-вторых, требуются еще одни часы, которые способны проработать без перерыва, и днем и ночью, несколько лет. Такие часы были изобретены и в Древнем Египте, и в Ассирии. Это были водные часы, клепсидры — сосуд, из которого истекает вода.
В-третьих, необходима развитая система записи, потому что «несколько лет» – это не меньше сотни.
Однако все не так просто. Во-первых, продолжительность тропического года постоянно уменьшается на 5,3 миллисекунды каждые сто лет — и эта тенденция прослеживается с 0 года н. э. Во-вторых, свое влияние оказывают две ближайшие к нам планеты — Марс и Венера. Поэтому в течение трех лет продолжительность тропического года колеблется с амплитудой 9 минут 45 секунд, а в течение двух лет — с амплитудой 6 минут 44 секунды. Эти циклы повторяются с периодичностью в 8 и 11 лет. Поэтому величина гака все время меняется. Может быть, небесный механик родом из России?
Кто правит временем — тот правит Египтом
Начать эту историю лучше с берегов Большого Хапи, великой реки, зажатой меж двумя бесплодными пустынями. Каждый год Хапи разливается, увлажняя землю черным плодородным илом. Жрецы Та-Кем — Черной Земли — заметили, что разливы эти совпадают с одним астрономическим событием. Именно тогда перед рассветом на небе появлялась самая яркая звезда неба — Сотис. На стене храма богини Хатор по этому поводу даже есть надпись «Сотис великая блистает на небе, и Хапи выходит из истоков своих». Современные астрономы называют это явление чуть более прозаически. «Гелиакический восход Сириуса», – говорят они. Так называют небесное явление, когда звезда на какое-то время пропадает из виду, а потом появляется непосредственно перед восходом Солнца. На широте Мемфиса гелиакический восход Сириуса совпадает с летним солнцестоянием и началом разлива Нила и происходит после 70-дневного отсутствия звезды на небесном своде.
Календарь в Древнем Египте состоял из 12 месяцев по 30 дней, плюс пять добавочных дней. Было три сезона по 4 месяца: половодье (ахет), всходов (перет) и засухи (шему).
Наблюдения за Сириусом позволили жрецам Древнего Египта определить, что в году не ровно 365 дней, а несколько больше. Понятно, что они не смогли уловить ни постоянного уменьшения продолжительности тропического года, ни периодических возмущений, вызванных Марсом и Венерой. Зато они сделали нечто более хитрое. Они приняли календарь, обозначили день появления звезды Сотис как 1-й день месяца Тот сезона ахет и… решили, что в году будет ровно 365 дней! И никаких високосных годов!
Поэтому через четыре года звезда Сотис появилась на небе уже во второй день месяца Тот. А со временем восход Сириуса вообще перестал совпадать не только с месяцем Тот, но даже и с сезоном половодья — календарным, конечно же, а не реальным.
Если умножить 365 на 4, то получим сотическое число — 1460. Именно за столько лет гелиакический восход Сириуса «прополз» по всему календарю и вернулся в первый день месяца Тот сезона ахет. Точно известно, что это было, например, с 136 по 139 год н. э. Это значит, что календарь был принят либо в 2770 – 2767 годах до н. э., либо (скорее всего) в 4230 – 4241 годах до н. э.
Думается, что путаница была сделана намеренно. Недаром ведь каждый фараон, восходя на трон, приносил священную клятву: не вносить никаких изменений и исправлений в календарь! Только посвященные жрецы могли точно знать, какой год сотического цикла на дворе и сколько дней пройдет между 1-м днем месяца Тот и появлением Сириуса в утренних лучах Солнца — знаком скорого разлива Большого Хапи.
Кто знал это — тот правил Египтом.
Первый високосный год
В 1866 году при раскопках храма в дельте Нила нашли плиту с тремя идентичными надписями: иероглифами, демотическим письмом и на греческом языке — стандартный формат для Египта эпохи Птолемеев. Эта плита известна как Канопский декрет Птолемея III и датируется 238 годом до н. э. Текст гласит:
«Чтобы времена года правильно совпадали с устройством мира и чтобы не могло случиться так, что некоторые народные праздники, празднуемые зимой, пришлись бы на лето, поскольку солнце уходит на день вперед каждые 4 года, и чтобы другие праздники, празднуемые летом, пришлись бы в будущем на зиму, как это бывало прежде и как будет случаться, если год и впредь будет состоять из 360 и пяти добавочных дней; отныне предписывается через каждые 4 года добавлять один день, праздник Богов Благодетелей, после пяти добавочных дней и перед новым годом, дабы всякий знал, что прежние недостатки в счислении времен года и лет и знании обо всем устройстве небес были исправлены и улучшены Богами Благодетелями».
Эта было первое в истории введение високосного года. Точнее — попытка его ввести. Реформа календаря по Канопскому декрету так и не была осуществлена.
Время римское, произвольное
Календарь в Древнем Риме был замечателен своей хаотичностью. Вначале в нем было вообще 304 дня и 10 месяцев. Примерно в VII веке до н. э., во времена правления царя Нумы Помпилия, год увеличили на 51 день, появились еще два месяца — январь и февраль.
Легко подсчитать, что 304 плюс 51 будет 355, а вовсе не 365. Поэтому каждые два года между 23 и 24 февраля появлялся месяц мерцедоний, который содержал то 22, то 23 дня. И опять-таки это было неточно: если подсчитать среднее число этого четырехлетнего цикла, то получим 366,25 дня — на день больше тропического года.
Право менять продолжительность добавочных месяцев принадлежало жрецам — понтификам. И правом этим они пользовались вовсю. Цицерон свидетельствует: понтифики удлиняли и укорачивали год по своему произволу. В Риме было два консула, которые избирались на год, от одного января до другого. Занес консул взятку верховному понтифику — год удлинялся. Повздорили — давайте укоротим год. Римские понтифики наверняка бы смертельно оскорбились, если бы их сравнили с египетскими жрецами, но цели у них были одинаковые — власть.
Как писал Вольтер: «Римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день это случалось».
Дважды шестой год
Все поменялось, когда великим понтификом — Pontifex Maximus – стал Гай Юлий Цезарь. Впрочем, не сразу. Должность пожизненного понтифика он получил в 63 году до н. э. и почти двадцать лет присматривался к творившемуся безобразию. Возможно, спусковым крючком стал поход в Египет, где Цезарь познакомился с египетским календарем.
В 46 году до н. э. – за два года до своей гибели — Юлий Цезарь пригласил в Рим астронома Созигена Александрийского и поручил ему разработать календарь.
Созиген предложил такую систему: три года по 365 дней, четвертый — 366. В году осталось 12 месяцев, причем месяцы с 30 и с 31 днем чередовались. В феврале было от 29 до 30 дней, месяц мерцедоний исчез.
Именно тогда появилось слово «високосный». Постараемся вкратце объяснить происхождение этого термина. Помним, что месяц мерцедоний был — по неясной причине — вставкой в февраль, между 23-м и 24-м числами. Вместо него в феврале длинного года появилось еще одно 24-е число.
Но римляне не знали порядковых чисел месяца. У них были слова: календы (первый день месяца), иды (13-й день) и ноны (5-е или 7-е число, в зависимости от месяца) плюс кануны — день накануне календ, нон и ид. Например, 2 февраля — это 4-й день до февральских нон, а 4 февраля — канун нон. 24 февраля — это шестой (сектус) день до мартовских календ. А дважды шестой — биссектус (bissectus). В Россию это слово пришло из Византии, где произносилось «виссектус».
Перед принятием реформы потребовалось провести своеобразную «генеральную уборку». Дело в том, что из-за хаоса и произвола понтификов все праздники перепутались. Праздник жатвы, к примеру, мог выпасть на зиму. Поэтому 46 год до н. э. называют «беспорядочным годом», annus confusionis. В нем было… 445 дней! Двенадцать обычных месяцев, месяц мерцедоний — последний в истории, плюс еще два добавочных месяца, один в 33, второй в 34 дня.
После этого все праздники наконец-то встали на свои места. А безымянный до сих пор пятый месяц года был назван июлем — в честь Юлия Цезаря.
Как важно правильно считать
Казалось бы: ну чего уж проще — сделать каждый четвертый год на один день длиннее! Но римляне не знали линейного счета. Мы уже говорили, как они считали дни месяца: столько-то дней до календ, нон, ид. Вспомните римские числа: девятнадцать — это минус один до двадцати. Точно так же они стали считать и период времени до високосного года. И — ошиблись: високосный год был не каждый четвертый, а каждый третий.
Ошибку заметили только в 8 году до н. э., при императоре Октавиане Августе. По его приказанию в течение 16 лет високосных годов не было. Заодно получил свое название шестой месяц года — август.
Как важно правильно выбрать исполнителя
На этом историю упорядочивания года можно было бы и закончить, если бы Юлий Цезарь пригласил делать календарь не Созигена, а кого-то другого. Ведь уже за триста лет до него было известно, что пресловутый гак — это не четверть суток, не шесть часов, а чуть меньше.
Пожалуй, самыми известными и продвинутыми астрономами древности были жители Вавилона. К VIII веку до н. э. жители долины Тигра и Ефрата смогли составить настолько точные глиняные таблицы небесной механики, что ими пользуются даже современные астрономы. Именно благодаря вавилонским астрономам в 1 часе 60 минут, в 1 минуте 60 секунд, а полная окружность составляет 360 градусов. Вавилоняне пользовались шестидесятеричной системой счисления, изобретенной еще шумерами в III тысячелетии до н. э.
Греки довольно много взяли у вавилонян, копировали у них вычисления, позаимствовали астрономические приборы. Астроном Гиппарх, живший в Малой Азии и Греции во II веке до н. э., соединил вавилонские таблицы с греческой геометрией и внес большой вклад в усовершенствование календаря.
Гиппарх высчитал продолжительность тропического года в 365+1/4-1/300 дней. Это очень близко к правильному значению, погрешность составляет всего 6 минут — а мы помним, что влияние Марса и Венеры вызывает изменение продолжительности тропического года в 6 и в 9 минут, поэтому Гиппарха можно простить.
Словом, Созигену было прекрасно известно, что длина тропического года не 365 суток с четвертью, а чуть меньше, приблизительно на 11 минут. И что за 128 лет ошибка составит целые сутки.
Но почему-то он не стал сообщать об этом римским понтификам.
Когда праздновать Пасху?
Ошибку заметили значительно позже. Все как-то недосуг было. Календарь, как мы помним, был принят в 44 году. В VIII веке до н. э. Август его поправил — за это время сутки еще не успели накопиться. Дальше пошли императоры, от которых трудно было ожидать что-либо путного: Калигула, Нерон, Каракалла. К тому времени, как ошибка составила сутки, в Риме было то междуцарствие, то смена династии, то солдатские императоры, которых преторианская гвардия сначала поднимала на трон, а через один-два месяца — на копья, то вообще нашествие варваров.
Тем временем в империи начало распространяться христианство. Одним из важнейших праздников для молодой религии стала Пасха.
Пасха берет свое начало от иудейского Песаха — празднования исхода евреев из Египта. Он до сих пор отмечается с 15 по 21 нисана. Считается, что Тайная вечеря — это пасхальный седер, праздничная трапеза. Непосредственно после нее Иисус был арестован в Гефсиманском саду, затем последовала казнь, а на третий день он воскрес, причем оговаривается, что это был день после субботы.
Для вычисления Песаха иудеи использовали — и используют до сих пор — сложный лунно-солнечный календарь. Ранние христиане отмечали Пасху одновременно с еврейским Песахом — это был день памяти и скорби. Довольно скоро между западной церковью и церквями Малой Азии возник спор. На Западе стали отмечать Пасху в первый день после субботы еврейской Пасхи (отсюда день между субботой и понедельником получил в русском языке название «воскресенье»). В Малой же Азии Пасху отмечали 14 нисана, независимо от дня недели.
Для христиан было важно сделать две вещи: во-первых, утвердить четкий, единый для всех общин день Воскресения Господня, а во-вторых — отделить его по времени от еврейского Песаха. Этот вопрос решался на первом Вселенском соборе, созванном императором Константином I в Никее летом 321 года. В своем обращении император пишет:
«Когда встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем согласии было признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев…»
Какая же связь между старым Новым годом и Пасхой?
Да такая, что на Первом Никейском соборе был принят единый для всех христианских общин календарь, и календарь этот был именно юлианским — три года по 365 дней, четвертый 366. Были принята римская система месяцев с римскими названиями и количеством дней, установленным при императоре Августе. Пасху же решено было отмечать в первое воскресенье первого весеннего месяца. А он в свою очередь начинался полнолунием. Это полнолуние должно было либо совпадать с равноденствием, либо следовать непосредственно после него. За дату весеннего равноденствия было принято 21 марта.
Постановление Никейского собора касательно Пасхи не сохранилось, о нем известно из косвенных источников, например из послания отцов Собора к Александрийской церкви. Именно епископ Александрии должен был вычислять по пасхалиям — специальным таблицам — день Пасхи.
Споры относительно Пасхи — это отдельная, большая и очень интересная тема. Поэтому вернемся к тем нескольким минутам, которые не учел в свое время Созиген и тем более не учли епископы Никейского собора.
Исправлять или не исправлять — вот в чем вопрос
Время шло, ошибка накапливалась. Юлианский календарь был принят в 325 году. Дальше пошли нашествия варваров, разрушение Рима, войны и то, что называют Темными веками. Большинство знаний, накопленных в Античности, были утрачены. А человеческая жизнь стала такой сложной, что было не до наук в общем и не до астрономии в частности.
Первое зафиксированное сообщение об ошибке относится к 1324 году. Византийский ученый Никифор Григора обратил внимание императора, что равноденствие уже не приходится на 21 марта, а значит, Пасха будет постепенно отодвигаться на более позднее время. Однако император ответил так: слишком сложно, даже невозможно будет достигнуть по этому вопросу соглашения между отдельными церквями. А значит, оставить как есть.
В первой половине XIV века на неточность указал греческий ученый Матвей Властарь. Однако он тоже не предпринял никаких попыток ее исправить. Руководствовался он при этом посланием императора Константина: христианская Пасха не совпадает с иудейским Песахом, и это хорошо. Остальное неважно.
В 1373 году византийский ученый Исаак Аргир объявил, что исправлять календарь бесполезно. Исаак был глубоко убежден, что в 1492 году исполнится 7000 лет со дня сотворения мира и наступит конец света. К чему исправлять календарь, если скоро все закончится?
Но время шло, обещанный конец света так и не наступил, а тем временем равноденствие уползало все дальше. За исправление календаря высказался папа Климент VI, в марте 1437 года календарный вопрос обсуждался на Базельском соборе. В 1475 году папа Сикст IV пригласил для реформы календаря и исправления пасхалий немецкого ученого Иоганна Мюллера (Регионмонтана). Сорокалетний ученый приехал в Рим и уже приступил к работе, но в 1476 году скончался.
В 1514 году Латеранский собор создал комиссию по реформе календаря. Римская курия пригласила заняться этим польского астронома Николая Коперника. Но тот ответил, что реформа преждевременна, так как — по его мнению — не установлена точно продолжительность тропического года. Сложно сказать, что стояло за этим ответом — то ли перфекционизм ученого, то ли нежелание ехать в Рим, то ли еще что-то.
Впрочем, уже в 1551 году были опубликованы составленные математиком и астрономом Эразмом Рейнгольдом «Прусские таблицы», в которых длина тропического года определялась как 365 суток 5 часов 49 минут 16 секунд. Для сравнения: продолжительность тропического года на 1 января 2000 года составляет 365 суток 5 часов 48 минут 45,19 секунд.
Среди важнейших…
В 1576 году итальянский математик и врач Луиджи Лилио разработал проект реформы календаря. Он был очень болен, уже умирал, и рукопись папе Григорию XIII отнес его брат Антонио. Следствием этого стала изданная в 1582 году булла Inter gravissimas… (первые слова буллы по латыни означают «среди важнейших»). Булла предписывала изъять из октября десять дней: от третьего дня перед нонами (7 октября) до кануна ид (14 октября). Поскольку папа писал на латыни, он пользовался римским счетом дней, говоря по-простому после 5 октября наступило 15-е число.
Второй важный момент буллы — это коррекция високосных годов. Юлианский календарь уходит вперед на 3 дня за 400 лет, и за этот срок должно быть 100 високосных годов. Значит, три из них надо убрать.
Поэтому сейчас високосными годами считаются те, число столетий которых делятся без остатка на четыре. 1900 год, к примеру, делится на четыре, но високосным не является. Точно так же лишились звания високосного года 1700 и 1800 годы. Не будет високосным и 2100 год.
Трения, протесты, анафема
Разумеется, введение нового календаря не везде проходило гладко. Прежде всего, в 1582-м, он был принят в католических странах — булла-то папская! Франция, Италия, Испания, Португалия и Речь Посполитая, Люксембург, а также находившиеся под испанским владычеством Фландрия, Нидерланды и Бельгия и испанские колонии в Латинской Америке — от Техаса до Огненной Земли.
В 1584 году в Риге вспыхнули «календарные беспорядки», которые длились пять лет. Были они не столько календарными, сколько политическими и религиозными: в 1581 году Рига была включена в состав Речи Посполитой, страны католической. Население Риги между тем было лютеранским. Купцы заявили, что сдвиг календаря срывает им сроки поставок и ведет к убыткам. Впрочем, на самом-то деле они бунтовали против польско-литовского владычества.
Во многих протестантских странах был выдвинут лозунг: «Лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой». Рига активно бунтовала против нового календаря до 1589 года, пока не были схвачены и казнены руководители восстания.
В Англии новый календарь был введен в 1751 году — за это время набежало уже 11 дней. После 2 сентября сразу наступило 14-е. Инициатора реформы, лорда Честерфилда, горожане приветствовали криками «отдай наши 11 дней».
Трения были и в Швейцарии — между католическими французскими и протестантскими немецкими кантонами. Последние протестантские коммуны приняли григорианский календарь только в 1812 году.
В конце XIX века григорианский календарь стали принимать азиатские страны: Япония, Лаос, Камбоджа, Китай, Корея. Ну, а в 1918 году новый календарь приняла и Советская Россия, а вслед за ней — и союзные республики. За это время ошибка составила уже 13 суток.
Вот так на протяжении шести тысячелетий, с тех пор, как египетские жрецы открыли звезду Сириус, лишние часы, минуты и секунды года стали служить политическим интересам. Кто правит временем — тот правит миром.
Григорианский календарь тоже не совсем точен. За 3280 лет снова набежит разница в целые сутки. В наше сверхскоростное время сутки могут решить очень многое.
Ну, а что будет через три тысячи лет — кто его знает? Хорошо, если дело закончится еще одним старым Новым годом.
Яна МАЕВСКАЯ.
Фото Юлии Смагринской