Чем атом отличается от космоса или Арктики

Реакторы на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем без аварий и отходов с вечным топливом. Новый термояд уже строится. 

Государственная Дума, в Госдуме
Фото Ольги Давыдовой

После месячного перерыва прошло три заседания Думы и в среду, 21 мая, состоялось 590-е заседание Совета Федерации. Это был День полярника. Приняты законы, вызвавшие споры депутатов. Сенаторы не возражали и не рассуждали. За исключением Людмилы Нарусовой.

На следующий день после принятия в ГД, в СФ перед голосованием по закону об ограничении платного образования Людмила Нарусова сказала, что закон еще не принят, а ведущие вузы подняли плату за платное обучение на 20 – 25%. Государство плату не регулирует. Валентина Матвиенко и Лилия Гумерова ответить по сути не смогли. Якобы вузы не должны зарабатывать на платном обучении.

Началось 590-е заседание СФ с наделения полномочиями сенатора Юрия Борисова. Второй смещенный руководитель «Роскосмоса» находит приют в СФ. Председатель СФ Валентина Матвиенко радуется, какие люди к нам приходят.

Действительно, политический реанимобиль перевез уже немало крупных дипломатов и военачальников. Проку больше от бывших губернаторов, но у них запросов меньше по причине лучшего знания внутренней ситуации, на мой взгляд.

В СФ состоялся аналог «правительственного часа» по «Росатому», в ГД – «правительственный час» по Арктике. Тут общего только то, что выгнать людей с государственным мышлением не удалось.

После начала «правительственного часа» фотографы посчитали свою миссию выполненной и потянулись вон с балкона для прессы. Председатель Вячеслав Володин всполошился.

«Лучше обсуждать эти вопросы здесь, нежели чем вас придется отправлять в Магадан и другие территории, хотя там сейчас это зона развития, еще неизвестно, будут там вас с распростертыми объятьями встречать или нет, там конкуренция тоже. Что? Льготная ипотека, да. Но об этом сейчас попозже», – изрек Володин на всю палату и окружающий Интернет.

В Арктике свирепствуют все обычные проблемы новой России, коль было принято решение терпеть. Иногда используют «Росатом» наподобие скорой помощи. Например, Севморпуть, советская жемчужина на уровне ГОЭЛРО, как-то задышал после передачи его из Минтранса в ведение «Росатома». Теперь «Росатому» передают кислые гудроны Ярославской области рядом с Волгой, отходы производства лучшего в мире минерального масла по технологии Менделеева. Удивляться не стоит, «Росатом» уже решает проблему накопленных отходов в Усолье-Сибирском рядом с Ангарой.

Что у нас с внутренней политикой, для меня нет секретных сегментов. Шокирующая информация текущего потока в Думе стала для меня разминкой игры «Зарница» после настоящей третьей мировой войны в советской науке или кинологии. В стране героев, мечтателей и ученых слишком много людей захотели приватизировать немного национального образа. Моя история в семидесятых обошла Москву и окрестности. Двое студентов невольно сделали пару открытий о редупликации предмутационных состояний ДНК и снижении параметров видовой изменчивости в эволюции с адаптацией к конкретным экологическим условиям. Уважаемый профессор попытался нас уничтожить, чтобы присвоить себе. Второе удалось, первое – нет.

Проблему Володин сформулировал едва ли не впервые. Люди стали вольнолюбивыми, и придумать способ конструктивного управления страной не получается. Даже деньги не работают. Володин выступил в своем любимом жанре назидательной авторитетности про разнарядку прошлого и деньги будущего.

Председатель сказал: «Вот когда здесь речь идет, и сравниваем с прошлым и говорим: вот у нас там агитации не хватает. Послушайте, в прошлом, в том далеком прошлом решения-то принимались иначе. И да, это все сопровождалось и песнями, и оркестрами, но на самом деле, а попробуй откажись. Ну что греха-то таить? Так ведь. Направляли – ехали, не поехал… Дальше потом никуда не трудоустроишься. И вот поэтому, когда воспевали то время, надо все-таки учитывать, что многие ехали именно по разнарядке. И те же комсомольские стройки, их комплектовали, занимались этим и райкомы, и обкомы комсомола, и ЦК комсомола, и ЦК партии, и доводили квоты, доводили планы, и все это при жесткой дисциплине реализовывалось. А вот сейчас попробуйте, когда только лишь создание условий, только заинтересованность, это совсем другой уровень сложности решения задач, и мы это должны понимать. Поэтому нельзя вот так вот брать и слепо сравнивать, как было, как стало, и при сравнении надо учитывать этот фактор. Поэтому нам надо здесь и прислушиваться к предложениям, а с другой стороны, искать решения, о чем мы говорили вот нашим коллегам из Министерства строительства, которые должны искать именно решения. А просто вот тупо там деньги, ну знаете, наверное, это тогда уже удел, кто и без нас решит эти задачи, потому что здесь лишь наличие денег будет решать проблему. А когда мы говорим, вот найдите решение, когда и дефицит средств, и вызовы есть, это уже надо думать и по-другому относиться к порученным обязанностям».

Конец цитаты.

«Мы же впервые заслушиваем этот вопрос вот так комплексно с участием четырех министров, первых заместителей министров, вице-премьера, и нам надо, безусловно, со своей стороны дальше взять это все, реализовать в нашем законодательном плане, создавая то поле, которое позволит еще более эффективно решать задачи», – подчеркнул Володин.

Разговор начался с ценности Арктики с огромным запасом полезных ископаемых и уникальным транспортным коридором Европа-Азия, затем перешел в описание общих проблем страны. В Арктике они приобретают гротескное выражение.

Министр экономического развития Максим Решетников сказал: «Реализация действующих и будущих инвест-проектов во многом зависит от развития Северного морского пути, сегодня уже докладчики об этом говорили, с учетом климатических изменений, переориентации грузов на восточные рынки, в том числе со стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Этот проект повлияет на структуру российской экономики на ближайшие десятилетия, сейчас здесь ключевой задачей является формирование устойчивой экономической модели для данного транспортного коридора, с конкурентоспособными тарифами».

Конец цитаты.

В связи с экологической истерией мирового масштаба, Арктике требуется не только северный завоз, но и северный вывоз. Запустить малую авиацию и вернуть стране сеть аэропортов не удается. Неназванные соседи взяли за основу советский биплан Ан-2 и летают. В России эти самолеты отправили на вечную посадку. «Цены на авиабилеты растут. Самолеты безнадежно устарели. Ранее действовавшие малые аэропорты закрыты. Современные виды транспорта, кроме, может быть, снегоходов не доступны», – сказал депутат СРЗП Федот Тумусов.

Депутат ЛДПР Сергей Каргинов употребил слово саботаж. «Нам не обойтись без малой авиации на Севере. И вот тот проект по созданию самолета «Байкал», который я прошу у Минэкономразвития, я сегодня на пресс-подходе назвал вас ответственным министерством, а это был Минпром, но проект завален фактически. И с моей точки зрения, можно рассматривать как саботаж».

Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков сообщил: «У нас с вами есть территории Арктики, где не полностью все субъекты входят в Арктическую зону, у нас только четыре субъекта полностью охвачены Арктической зоной, а остальные в рамках конкретных районов».

Однако страна зависима от Крайнего Севера. По информации РГ, «К районам с ограниченными сроками завоза грузов относится более половины площади России. Здесь, на территории 25 субъектов РФ, располагаются 4108 населенных пунктов. Но жителей – лишь 2,1 процента населения страны. Для относительного комфортного их проживания в 2022 году было доставлено 3,4 миллиона тонн грузов (на 99,7 миллиарда рублей), в 2023-м – 3,7 миллиона. Основная доля – это жидкое и твердое топливо».

Цит. по https://rg.ru/2024/03/28/reg-dfo/dostaviat-v-srok.html

Острую проблему всей России и Арктики особенно составляет хаотичное ценообразование.

«Мы проведем дополнительный анализ по ценообразованию на продовольственные товары», – предупредила зампред ГД Ирина Яровая. Она также намерена разобраться с исполнением обязательств перед людьми в сфере здравоохранения.

«Услышав ответы наших профильных министерств и по вопросам здравоохранения, мы, безусловно, проведем мониторинг свой дополнительный по обеспеченности кадрами в сфере здравоохранения и образования, потому что эта задача фактически вытекает из поручений президента», – сказала Яровая.

Для отдаленных и малонаселенных местностей особое значение имеет телемедицина.

«Когда мы видим, что на Дальнем Востоке даже нет элементарных (и в Арктике) решенных вопросов по маршрутизации пациентов, нет даже элементарных регламентов по проведению телемедицины, которые бы обеспечивали это как гарантию, то это, знаете, такой тревожный знак. А при этом когда, мы понимаем, еще невероятный дефицит кадров, мы отдаем себе отчет в том, что сегодня к Арктике прикованы интересы всего мира. Коллеги, вы задумайтесь: всего мира. И мы не имеем права проиграть то, что было начато в 1937 году 21 мая, когда была открыта первая станция, Папанин и его команда прибыли в Арктику», – Ирина Яровая прошлась широким фронтом по тематике «Миндаль Востока». Больная для страны тема тарифов тоже обострена в Арктике до бесстыдного обнажения.

Депутат фракции СРЗП Федот Тумусов в своем вопросе министру энергетики Сергею Цивилёву напомнил, что в Арктике действует огромное количество дизельных электростанций в изолированных населенных пунктах, их полторы тысячи. Плюс почти четыре тысячи угольных котельных. При этом потеря ресурсов достигает до 40%.

«Тарифы растут космическими темпами. Средневзвешенный экономически обоснованный тариф на электроэнергию составляет более 65 рублей киловатт час, на тепловую энергию в среднем около 13 тысяч рублей гигакалорий», – почеркнул Федот Тумусов.

Не обошлось без общей проблемы доступности жилья. В России неприятная тема органически связана с вредоносным ценообразованием.

Вячеслав Володин недавно с неприятным удивлением узнал, что банк берет процент в виде комиссий с застройщика, получая субсидию на льготирование ипотеки.

Банковская комиссия как у Орды составляет 10%. Мне кажется, Арктику в значительной степени вывозит «Росатом» на телеге Севморпути.

Министр Чекунков поведал Думе: «Ряд проектов относится к уникальным, крупнейшим в мире и не имеет аналогов. Примеры таких проектов – это освоение Баимской рудной зоны на Чукотке, проект по освоению одного из крупнейших в мире месторождений меди с проектной мощностью 70 миллионов тонн руды. Для его энергоснабжения строятся четыре плавучих атомных электростанций, аналогов той, что уже работает на Чукотке – «Академик Ломоносов» в Певеке. Это введенный с участием президента центр строительства крупнотоннажных морских сооружений в Белокаменке в Мурманской области, попросту говоря – завод по производству плавучих заводов СПГ. Это комплекс перегрузки угля «Лавна» в рамках развития Мурманского транспортного узла. Это масштабный комплекс – туристический кластер «Валла-Тунтури» на полуострове Рыбачий, свидетельство растущей популярности Арктики среди туристов».

Выступление в Думе министра Чекункова четко корреспондировалось с обоснованием в СФ о поддержке Арктики главы «Росатома» Алексея Лихачёва. «Росатом» тащит не только Арктику, но и весь мир, кроме Финляндии. Она отказалась от строительства АЭС, и Лихачёв считает необходимым отсудить затраченное.

Даже США покупает у России топливо.

«Правительственный час» «Росатома» в СФ не назывался так в силу статуса, но прошел настолько блистательно, что председатель палаты Валентина Матвиенко испытывала чувство гордости. Разумеется, прошлые проколы советско-американских отношений оставили след навсегда.

После Чернобыля истерики перекричали спецов. После Фукусимы по технологиям США без защиты международную пыль не поднимали. А там причина очевидна. После издевательского голливудского сериала «Чернобыль» и также окончательно ясно, кто организовал опасный антинаучный эксперимент.

Упущенным очевидно является страх сельскохозяйственного применения ядерных технологий новосибирского ученого Андрея Будкера, на мой взгляд.

Нет худа без добра. Вынужденная разработка защиты от дурака привела к созданию уникальных реакторов на быстрых нейтронах. Технология решает проблему отработанного топлива. Его просто нет. Эта атомная печка горит в десятки раз жарче и вместо золы выдает новые дрова, еще более эффективные.

Исследовательский реактор позволяет надеяться на открытие 119 и 120 элементов. Удивительно то, что в несоветское время развитие Арктики идет быстрее советского. Но говорим мы, наоборот, о проблемах. В СССР были сплошные победы.

А что с тем, кто все за нас решил?

Любимой темой на прошедшей неделе стал тяжелый двухчасовой разговор Трампа с Путиным по телефону. В прессе США события заслонили новые политические убийства. В России на первом плане вашингтонское управление выборами в Германии, Ватикане, Румынии. И тут – прямой разговор лидеров США и России. Кто бы мог подумать, Россия – великая страна, от которой зависят снова великие США.

Неординарный депутат Вячеслав Никонов посвятил событию восторженное выступление от фракции ЕР во вторник.

Разговоры с другими лидерами Трампу выходят боком. Прорыв на уровне прямой линии Кеннеди и Хрущёва тогда обеспечил стабильность мира на десятки лет и после того, как одного убили, а другого уволили за волюнтаризм. Удивительно, человек с руками в крови провел десталинизацию, абстрагируя себя от террора, на мой взгляд. Теперь тем же занят Трамп. Оказывается, США управлял глубоко больной и недееспособный человек.

Вечно правящей Демократической партии срочно нужна модернизация в жанре трампизации. США теперь называется Трампландия. И опять та же подкладка. Недееспособность Байдена нивелировала его основное качество в виде высшей формы садизма. В нынешнем мире эпидемии болезней сна и общения вероятно будет иначе по сравнению с дуэтом Кеннеди-Хрущёв.

Многое зависит от России, а Россия зависит от модернизации ее массового сознания. Охотный Ряд стал машиной формирования адекватного отношения к стране. И даже журналисты понемногу подстраиваются.

Лев Московкин.

 

 

Государственная Дума, в Госдуме

Добавить комментарий