Министр культуры России Ольга Любимова приняла активное участие во встрече министров культуры стран двадцатки G20. Культурный саммит состоялся в Риме. Фактически это первое боевое крещение Любимовой в роли министра на международном уровне.
Параллельно «звездный десант» российского министерства трудился в итальянском Кремоне. Планируется запустить новую специальность – «Реставратор музыкальных инструментов». Для этого провели переговоры руководителей Российской академии музыки имени Гнесиных и Российского национального музея музыки с руководством университета Павии, Fondazione Stradivari Museo del Violino и школы реставраторов струнных инструментов о разработке совместной программы обучения по специальности «Реставратор музыкальных инструментов» на базе РАМ имени Гнесиных и Музея музыки. Ольга Любимова написала в своем ФБ: «Огромные слова благодарности за помощь и поддержку нашим коллегам из самого красивого посольства на свете – посольства России в Италии. И в первую очередь, нашему послу – Сергею Сергеевичу Разову. Ну, и лучшей команде международников нашего министерства. Ювелирно подготовленные материалы к каждой встрече, идеально организованный график, который позволил успеть сделать все, что запланировали».
В качестве отчета об итальянском вояже министра на сайте Минкульта выложены тезисы доклада на культурном саммите G20.
О международном сотрудничестве
Креативный сектор стремительно развивается, в особенности с учетом цифровизации процессов в сфере культуры. Среди креативных индустрий выделяется сфера кинематографии, являясь в том числе одним из основных направлений международного культурного сотрудничества нашей страны.
Минкультуры России поддерживает международные проекты в сфере кинематографии, в том числе через государственное финансирование копродукции. Например, фильм «Купе номер шесть» – копродукционный проект России, Финляндии, Германии и Эстонии, получивший Гран-при на 74-м Каннском фестивале в июле этого года.
Россия – одна из 44 стран, ратифицировавших Европейскую конвенцию о совместном кинопроизводстве. Двусторонние соглашения подписаны Россией с восемью странами: Францией, Италией, Канадой, Германией, Болгарией, Испанией, Индией, Китаем.
Действует Соглашение между правительством РФ и правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области кинематографии. В соответствии с ним фильмы совместного российско-итальянского или итальянско-российского производства могут рассматриваться в качестве национальных фильмов и пользоваться соответствующими преференциями. В качестве примера Любимова привела проект 2019 года – фильм «Грех» Андрея Кончаловского.
Силами Минкульта России поступательно развиваются направления копродукции в рамках российского национального кинорынка Key Buyers Event. Например, в этом году организован питчинг проектов для копродукции в двустороннем формате: зарубежные партнеры, предварительно отобранные международным форумом When East Meets West (WEMW, проводится в Италии), презентовали свои полнометражные проекты для миноритарной копродукции и, в свою очередь, российские участники презентовали проекты зарубежным партнерам.
Фестивали в Локарно и Венеции
Ольга Любимова с гордостью отмечает успехи российских кинематографистов на международных фестивалях и с нетерпением ждет фестиваль в Локарно в августе и Венецианский фестиваль в сентябре. В Локарно в основном конкурсе будут представлены российские фильмы «Медея» Александра Зельдовича и «Герда» Натальи Кудряшовой. В основной конкурс Венецианского кинофестиваля вошел фильм «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, а также в конкурсе программы «Горизонты» – фильм Владимира Битокова «Мама, я дома». На фестивале в Венеции планируется организовать двустороннюю встречу продюсеров России и Италии, где предполагают обсудить развитие копродукции. На встрече россияне расскажут итальянским коллегам про инициативы министерства по поощрению совместного кинопроизводства.
Инициативы совместно с Роскино
Новый бренд Russian Content Worldwide объединяет российскую отрасль и становится входной точкой для зарубежных партнеров в сфере контента.
Russian Film Festival – международный фестиваль на территории стран-партнеров. Проводится для зарубежных зрителей в трех форматах: онлайн на VOD-платформах, физическое мероприятие или гибридный формат. Фестиваль приняли уже 6 стран, и планируется расширять его географию.
Key Buyers Event – международный рынок российского контента. Проводился в третий раз, последние два года – в онлайн-формате. В июне этого года участие приняли представители киноотрасли из восьмидесяти стран. Рынок дает возможность найти готовый коммерческий или фестивальный контент, а также проекты для совместного производства и новых партнеров.
О влиянии пандемии на кинематограф
Несмотря на то что из-за пандемии кинотеатры в России были закрыты на период от 4 до 9 месяцев, в 2020 году практически не прекращалось кинопроизводство – съемки приостанавливались всего лишь на три месяца в самом начале пандемии, после чего были разработаны стандарты безопасности при организации съемочного процесса и работа продолжилась. Именно поэтому киноиндустрия даже в сложный период производила фильмы как для кинотеатров, так и для VOD-платформ. Любимова отметила успехи российского кино как на российских, так и на международных платформах, например, Netflix.
«И, конечно же, мы открыты для международных съемочных групп, помогаем им работать на территории России, запускаем региональные кинокомиссии и уже в тестовом режиме запускаем программу рибейтов», – подчеркнула министр.
В заключение – объемная цитата обо всем остальном, кроме кинематографа.
«Безусловно, пандемия открыла для нас новые возможности использования цифровых технологий. При этом мы уделяем особое внимание работе по возвращению посетителей и зрителей в наши учреждения культуры в постпандемийный период. В особенности это важно в отношении молодежи.
В сентябре 2021 года мы запускаем новую инициативу «Пушкинская карта», которую поддержали президент России, правительство Российской Федерации, а также наши музеи, театры, библиотеки.
Новая программа позволит гражданам России в возрасте от 14 до 22 лет посещать культурные мероприятия при помощи специальной «Пушкинской карты». Денежные средства на нее будут выделены государством, а потратить их можно в учреждениях-участниках программы по всей стране. Для обладателей «Пушкинской карты» будет доступна удобная навигация по афише мероприятий на портале «Культура.РФ» и в специально созданном приложении. Таким образом учреждения культуры смогут расширить свой репертуар и привлечь новую целевую аудиторию, а у ребят появятся дополнительные возможности по получению новых знаний о культуре».
Конец цитаты.
На мой взгляд, министру культуры желательно не впасть в зависимость от тусовки деятелей культуры, как произошло с председателем комитета по культуре седьмой Думы Еленой Ямпольской.
Мне кажется, есть соблазн еще более опасный – например, преференции оппозиционерам в книгоиздании. Но обвинять в этом возглавлявшего шестнадцать лет Роспечать Михаила Сеславинского не стал бы. Роспечать упразднена, функции переданы Минцифры.
Ольга Любимова пришла на министерство после Владимира Мединского. Он произвел перелом в национальной культурной политике практически по всем направлениям, кроме книгоиздания. Это направление оставалось у Михаила Сеславинского. Вся остальная культура вздохнула свободно и вернулась в крупные выставочные залы. Новое русское кино силой впихнули в прокат, вопреки монополии иностранных кинотеатральных сетей.
В открытом режиме я слышал добрые слова в адрес Мединского только раз – от теоретика искусства Виктора Мизиано. В бытность министром Мединский обогнал многих в роли мишени в соревновании кто креативней его пнет. Тоже ведь искусство. Тем не менее, мне кажется, Екатерину Фурцеву и даже Сталина Мединский обошел в своем личном влиянии на ландшафт национальной культуры.
Моя позиция — Минкульт должен обладать выверенным художественным вкусом и лично контролировать процессы. Назначение Мединского стало таким же форс-мажором, как и назначение Шойгу. Нашествие постмодернистского антиэстетизма является проблемой, сдерживающей культуру и подавляющей воспроизводство населения.
А вот в кинематографе происходит ретроградная контаминация позитива и депрессухи. Имеет место ставка на фестивальный успех с поддержкой извне. Что касается анимации – очень раздражает стаю партнеров мультсериал «Маша и медведь».
Позиция Любимовой по этому вопросу мне неизвестна.