На повестке дня – поиск террористов

Сегодня начался вывод войск ОДКБ из Казахстана. Об этом предуведомил президент республики Касым-Жомарт Токаев еще 11 января. Значит, через 5 дней – не успели разогреть полевые кухни – поступил приказ собираться домой.

Сразу после ввода войск ОДКБ 6 января российские и казахстанские власти искали весомые объяснения для такого решения.

По закону, российские армейские подразделения могут быть направлены в заграничные пределы только с санкции Совета Федерации. Но ее не было. Даже задним числом. Но ведь тогда получается, что Вооруженные Силы РФ вторглись на территорию другого государства по решению армянского премьер-министра Никола Пашиняна, в данный момент – председателя Совета ОДКБ?

Официальная ссылка на статью 4 Договора не убеждает. Она гласит: агрессия против одного из государств-членов ОДКБ рассматривается как агрессия против всех стран-членов Договора. Агрессия, по определению ООН, – это нападение одного государства на другое. Какое государство напало на Казахстан?

Ответы более чем расплывчатые.

Президент Токаев: «Банды являются по сути дела международными».

МИД РФ: «Рассматриваем последние события в дружественной нам стране как инспирированную ИЗВНЕ (выделено мною – С. Б.) попытку… подорвать безопасность и целостность государства».

Откуда – «извне»?

Президент Путин: «Те люди, которые выступали за ситуацию на газовом рынке, это одни люди и у них одни цели, а те, кто взял в руки оружие и нападал на государство, это совершенно другие люди и у них другие цели».

Какие «другие люди»? Их надо найти и предъявить миру. Пока нашли и показали по казахстанскому ТВ некоего киргиза, который признался, что он, безработный, за 200 долларов учинял беспорядки в Алмате. Потом оказалось, что это известный киргизский музыкант, приехавший на гастроли, случайно задержанный полицией и неведомо с чего взявший на себя роль террориста. Интересно, с чего?

Сюрреалистический, в духе триллеров, итог подвел президент Токаев. Вначале он написал в твиттере, что на Казахстан напала армия боевиков в 20 тысяч. Но потом сообщение из его твиттера было удалено. Однако это не помешало некоторым российским СМИ, со ссылкой на вьетнамское (!) издание Soha, сенсационно оповестить читателей: российский спецназ обнаружил место дислокации террористов: «Их 20-тысячную армию разгромили за 24 часа».

То есть было масштабное сражение с 20-тысячной (!) группировкой, с применением новейшего супероружия – и никто в мире об этом не знал, кроме вьетнамского издания Soha? Правда, далеко не всем известно, что учредитель вьетнамского издания – российское информационное агентство «Россия сегодня».

Затем президент Токаев на совещании глав государств-членов ОДКБ объяснил отсутствие доказательств:

«Бандиты нападали по ночам на морги, забирали и увозили тела своих погибших подельников. Это практика международных террористов известного происхождения. Именно так они заметают следы».

Какую роль сыграли войска ОДКБ в событиях? Изначально им был дан приказ не участвовать в подавлении беспорядков на улицах – только охранять стратегические объекты. Значит, с мародерами и погромщиками справились казахстанские силовики. Вначале не справлялись, а потом вдруг и разом – одолели?

Вывод войск ОДКБ всего через 5 дней вызывает предположение, что и президент Токаев, и президент Путин поняли, что совершили ошибку. Уроженец Казахстана, российский журналист Сергей Золовкин писал: «Не дай Бог кого-то из казахов сразит российская пуля: вражда между двумя соседями возникнет долгая и страшная». Слава Богу, ничего подобного вроде бы не случилось.

Но след, шрам, все равно останется. Никому ведь не понравится, если в его дом войдут чужие люди с автоматами. И как теперь будут чувствовать себя 3,5 миллиона русских, живущих в Казахстане? Как вообще станут теперь относиться к России?

Итого, ущерб потерпели все: и русские, и казахи, и Казахстан, и Россия. Кто же и что приобрел?

Если иметь в виду конкретные персоналии, то политологи считают, что бенефициаром стал Токаев. Объективистски (и даже объективно) получилось, что он воспользовался протестом против повышения цен на газ, воспользовался погромами, воспользовался ОДКБ и Россией – и в итоге сбросил зависимость от Назарбаева и его клана, вплоть до отставки всего правительства, и стал в Казахстане единственным полновластным хозяином.

Так-то оно так. Однако есть понятие «репутация».

У казахов оно в тех или иных случаях равнозначно слову и понятию «имя» – в разных вариантах, сочетаниях, смыслах. Причем речь идет не об имени собственном, а об Имени. И это не давние легенды, обычаи, а реально существующий контекст. Олжас Сулейменов в 1960-70-е годы написал стихотворение о матери, которая кормит грудью маленького сыночка и поет ему:

– Если ты человек, сотвори себе имя,

и, быть может, оно

станет символом племени.

Причем «символ племени» – опять же не поэтический образ, а самая что ни на есть конкретика. Так, имя одного из моих предков в 17 поколениях в какой-то период истории было ураном – боевым кличем воинов рода Каракесек.

О дурной репутации казахи говорят: «жаман ат» – «плохое имя».

Какой будет репутация Токаева? Прежний президент, Назарбаев, держал его на ключевых постах, сделал своим преемником, назарбаевский аппарат обеспечил ему пусть и спорную, победу на выборах. А он, воспользовавшись моментом, скинул своего отца-благодетеля с пьедестала?

Кем будут считать казахи человека, который привел в их страну чужие штыки? И после этого Токаев будет казахским президентом и пойдет на выборы 2024 года? Какими они станут, те выборы?

Наконец, пропавшие без вести люди. В том числе случайно угодившие под огонь, вышедшие в аптеку за лекарствами или в магазин за продуктами, раненые, попавшие в больницы. В частности, врачи 8-й и 12-й больниц Алматы сообщают, что в больницы вторглись люди в военной форме, подняли десятки раненых, не дав им даже одеться, и увезли в неизвестном направлении.

Наконец, убитые. Кровь людская – не водица.

Журналистка Гульжан Ергалиева, бывший директор казахстанского филиала Межгосударственной телерадиокомпании «Мир», передавала 11 января в кратковременный миг включения интернета:

«Вот что мы должны были знать все эти дни:

Сколько людей погибло за время контртеррористической операции в стране, кроме известных 16 полицейских и армейских служащих. Лично я знаю о троих застреленных алматинцах. Один талантливый оператор, другой – сын одного из бывших министров, ехал по своим делам на джипе по городу и нарвался на пост, выстрел в упор… Третья жертва – 57-летний алматинец, из интеллигенции, пошел вечером на площадь «присмотреть за молодежью», убит двумя выстрелами. 8 молодых демонстрантов, пришедших 6 января на площадь с мирными плакатами, были расстреляны по ногам солдатами в камуфляже. Это то, что мне известно…

Так сколько всего убито и сколько ранено тех, кто без оружия протестовал на митингах?! «Хабар» (прогосударственный телеканал) назвал 164 погибших, из них 16 полицейских и солдат. Другие источники называют цифру более 200 человек… Расскажите, при каких обстоятельствах они были ликвидированы, есть ли доказательства их преступных действий?

Второй важный вопрос – кто и как организовал налет бандитов на Алматы и другие регионы? Арестованы ли они? Имеют ли они отношение к семье Назарбаевых, о чем упорно говорят в народе?

Как власти допустили, что в стране выросли такие крупные, хорошо подготовленные бандформирования с такими боевиками, которые легко перевернули полицию и деморализовали армию в считанные часы? Неужели об этом никто не подозревал, хотя оппозиция неоднократно говорила, что власти используют бандитов как провокаторов на выборах, митингах, как использовали в Жанаозене, вызвав расстрел рабочих, а также во время Кордайских событий… Это пока всё, сейчас портал закроют».

Но народный портал для передачи информации не закрыть. Степь ровная, слово далеко разносится.

С другой стороны, многие мирные граждане благодарны Токаеву и ОДКБ. Когда на улицах бесчинствуют бандиты, уже не до политических тонкостей.

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.

На снимке: миротворцы ОДКБ в Казахстане.

Фото мультимедиа.минобороны.рф

https://мультимедиа.минобороны.рф/multimedia/photo/gallery.htm?id=106696@cmsPhotoGallery

Добавить комментарий