Дружба дружбой, а деньги – по биржевому курсу

11 марта состоялась встреча президентов России и Беларуси – Владимира Путина и Александра Лукашенко.

В начале переговоров президент Путин поздравил президента Лукашенко с успешным проведением референдума о поправках в Конституцию (цитирую по стенограмме с сайта Кремля):

«Думаю, что этот политический процесс, который Вы инициировали, диалог, который Вы ведете с людьми, чрезвычайно важен для того, чтобы ситуация была устойчивой и стабильной. А только при такой, именно при стабильной, устойчивой ситуации можно говорить и об экономическом развитии.

В этой связи хотел бы отметить, что в прошлом году у нас более чем на треть увеличился товарооборот, 34 с лишним процента, сейчас подводят итоги окончательные, это становится очевидным».

Глава Беларуси подхватил экономическую тему:

«Владимир Владимирович, мы с Вами в постоянном контакте находимся. Как чувствовали, что времена будут непростые <…> Я вот поднимался к Вам сюда в кабинет, и журналисты издалека кричали: переживём санкции или не переживём? Слушайте, сегодня не так вопрос стоит. Сегодня санкции для нас – это время возможностей. Я человек советский, Вы из советского периода, хорошо знаете: мы всегда тогда были под санкциями и нормально жили и развивались <…> Если мы с вами сориентируемся, поверьте, через полгода, к концу года люди забудут, что это случилось, с точки зрения экономики. И не надо говорить «переживём, не переживём санкции». Слушайте, мы их переживали сколько угодно. Нам надо отстроить нашу экономику. Обойдёмся без них, у нас всё есть, для того чтобы нормально жить и работать <…> Надо как-то собраться в ОДКБ, нам надо в Евразэс собраться, сплотиться вместе. Ведь все говорят о том, что нам надо вместе быть. Так давайте соберём. И поверьте, ещё добавив эти рынки, мы через месяц забудем, что у нас есть санкции <…> Нам надо собраться в Москве за столом, сесть за стол переговоров и договориться: мы вам это продаём, вы нам это, и выстраиваем нашу общую экономическую политику».

Владимир Путин это предложение никак не прокомментировал. И завершил вступительную часть встречи словами:

«Александр Григорьевич, Вы правы абсолютно, Советский Союз действительно жил всё время в условиях санкций, развивался и добивался колоссальных успехов… А сейчас делается массированный удар, наносится по экономике. Но практика последних лет показала, что там, где западники ввели против нас ограничения, мы приобрели новые компетенции и восстановили старые на новом технологическом уровне. И это всё работает. Мы, конечно, стали в этом смысле сильнее, здесь Вы правы. Это как раз, так и можно сказать, время возможностей, для того чтобы двигаться в направлении укрепления своего технологического, экономического суверенитета».

На мой взгляд, российский президент далеко не случайно закончил фразу словом «суверенитет». Он дипломатически безукоризненно и в то же время совершенно четко обозначил реальные границы планов нашего союзника.

Александр Лукашенко объединяет в одном пассаже ОДКБ и Евразийский экономический союз, ЕАЭС. В таком контексте его предложение, логически, можно оценить и как создание, укрепление некоего военно-экономического блока. Однако у ОДКБ – Организации Договора о коллективной безопасности – совершенно конкретные цели, задачи и полномочия: помощь в совместном отражении военной агрессии извне. Как ОДКБ может повлиять на экономическую ситуацию в условиях санкционного давления со стороны Запада?

А Евразийский экономический союз, в который входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия, – гибкая, свободная система. Она обеспечивает беспрепятственное движение товаров, капитала, рабочей силы, даже проведение скоординированной политики в отраслях экономики. Каждая страна абсолютно самостоятельна, стремится расширять выгодные контакты со всеми государствами мира. Разумеется, с учетом своих интересов. Например, Казахстан, член ОДКБ и ЕАЭС, со дня провозглашения независимости и поныне постоянно подчеркивает многовекторность своего экономического и внешнеполитического курса. В Казахстане сейчас работает свыше 3000 иностранных компаний. Станет ли республика идти на резкие шаги?

По данным Федеральной таможенной службы, внешнеторговый оборот России со странами Евразийского экономического союза в прошлом году составил 69 миллиардов 137,9 миллиона долларов США. Причем доля России достигает 95% всего оборота ЕАЭС. Рамки Евразийского экономического союза ни на кого не накладывают каких-либо ограничений на контакты с другими государствами. Да, каждая из стран ЕАЭС будет по мере сил помогать России в нелегкой ситуации, расширять сотрудничество во всех областях. Тем более после ухода с рынка западных компаний. Но – в пределах своих интересов.

И здесь самый яркий пример – как раз сегодняшняя Беларусь.

В союзном с нами государстве Беларусь катастрофически упал курс российской валюты. Если 23 февраля 100 российских рублей покупали за 3,3 белорусских рубля, то сейчас курс в банках – от 1 до 2 рублей.

Например, в Беларусбанке 13 марта за 100 наших рублей давали 1 белорусский рубль. То есть российская валюта в дружественной нам Беларуси обесценилась от полутора до трех раз. На 100 и 200%. Как сообщают некоторые СМИ, отдельные банки вообще отказываются принимать российские деньги. Предполагается, что это защитная мера – чтобы приехавшие из России покупатели валюты не скупали ее в неограниченных количествах.

Рыночная экономика… Как гласит пришедшая к нам из «мира бессердечного чистогана» присказка: «Ничего личного – это бизнес». То есть дружба дружбой, союз союзом, а деньги – по биржевому курсу.

Пресс-секретарь белорусского президента Наталья Эйсмонт брифинг о деталях переговоров Владимира Путина и Александра Лукашенко завершила так: «Хочу добавить, что, как заявил Президент Беларуси по окончании переговоров, Россия пошла на серьезнейшие и беспрецедентные шаги по поддержке экономики нашей страны».

Сергей Баймухаметов.

Фото с сайта kremlin.ru

Фото с сайта kremlin.ru

Добавить комментарий