Понятие «иностранное влияние» явно требует уточнения

В Государственную Думу РФ внесен законопроект «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Василий Пискарев, председатель комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела РФ, сообщил, что документ объединяет уже действующие нормы законодательства об иностранных агентах и предлагает ряд новых.

Например, в пояснительной записке к законопроекту говорится: «Иностранным агентам запрещено осуществлять преподавательскую, просветительскую, воспитательную деятельность в отношении несовершеннолетних, производить информационную продукцию для несовершеннолетних».

У нас несовершеннолетними считаются лица до 18 лет. Значит, кому-то из институтских преподавателей запретят читать лекции на первом – втором курсах? И, разумеется, в техникумах, училищах, по-современному – в колледжах.

Получается, запрет на профессию.

А что такое «запрещено… производить информационную продукцию для несовершеннолетних»? Автор статьи в газете, которую могут прочитать школьники подпадает под это определение? «Иностранным агентам» также запрещается писать художественные произведения, рассказы и повести для детей и подростков? Они ведь в какой-то степени – тоже «информационная продукция».

Закон должен быть ясным, юридически безупречным в формулировках. Иначе возможны расширительные, произвольные толкования.

Особое внимание в обществе вызвало новое определение «иностранных агентов». Ранее таковыми признавались лица, ведущие политическую деятельность и получающие финансирование из-за рубежа. Теперь финансирование – не обязательный инкриминирующий признак. Иностранными агентами могут быть объявлены любые организации или граждане, «если такие лица получают иностранную поддержку или находятся под иностранным влиянием и осуществляют политическую деятельность».

Что значит «иностранная поддержка» и «иностранное влияние» в юридическом смысле, в юридической трактовке?

Допустим, слесарь Петров читает иностранную художественную литературу, превыше всех драматургов ставит английского Шекспира. То и дело говорит знакомым слесарям, токарям, наладчикам: «Грехи других судить Вы так усердно рветесь. Начните со своих и до чужих не доберетесь». («Генрих VI»).  Или: «Совсем не знак бездушья – молчаливость. Гремит лишь то, что пусто изнутри». («Король Лир»).

Допустим, дочь слесаря Петрова учится в Англии. Находится ли он «под иностранным влиянием»? Кто ж из нас не слушает и не слушается наших умных дочерей? Другое дело, что слесарь Петров не занимается «политической деятельностью». Хотя по Федеральному закону № 272-ФЗ от 2012 года, политической деятельностью у нас считается, в том числе, «распространение мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике».

Ежели слесарь Петров на лавочке у подъезда скажет соседям, что он всем сердцем одобряет и поддерживает постановления правительства, то это будет «распространение мнений», то бишь «политическая деятельность»?

Спорные моменты.

Однако безусловно, что политической деятельностью занимаются депутаты, сенаторы и все государственные чиновники. Причем не просто «политической», но и «государственно-политической» деятельностью.

Сколько из них владеет недвижимостью за рубежами нашей страны? Или скажем так: сколько членов их семей имеют дома, квартиры в западных странах? Можно ли считать, что заграничная недвижимость оказывает на них «иностранное влияние»? Бытие определяет сознание?

А сколько их детей и внуков учатся, работают и живут за границей? Можно ли считать их влияние «иностранным»?

С 2012 года в реестр «иностранных агентов» занесено 6 незарегистрированных общественных объединений, 76 некоммерческих организаций, 43 средства массовой информации и 107 физических лиц. Если примут новый закон без учета этих и им подобных вопросов, количество «иностранных агентов» в стране увеличится многократно.

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.

Фото Ольги Давыдовой

Государственная Дума Здание Госдумы/mospravda.ru/Ольга Давыдова

Добавить комментарий