Можно ли отвечать «да», разговаривая по телефону

телефон, мошенники, тревога, фото Московской правды

В очередной раз мне позвонили мошенники. Уже даже устала считать, в какой. Женский деловой голос, раздавался словно бы издалека. «Здравствуйте, это Яна Батьковна?» Отвечаю: «Слушаю». Она: «Это управление МВД, мы расследуем дело по статье 327 УК РФ «Подделка официальных документов». Пауза. У меня в голове одна мысль: «Не надо говорить «да»! Поэтому отвечаю: «Так». Она: «Кем вам приходится Маевский Ким Константинович?» Я: «Никем». Она бросает трубку.

Я тоже кладу трубку, начинаю соображать, что это было и сказала ли я слово «да». Ведь говорят же и предупреждают, что этого нельзя делать. Запишут голос, по голосу возьмут кредит или снимут деньги… А кстати, возможно ли это?

Тем временем руки выполняют привычные уже действия: пробивают номер. Оказывается, он принадлежит… бутику одежды в Краснодаре! Ну, с «сотрудницей МВД» всё ясно, осталось решить вопрос: а что ей было нужно?

Вопрос не праздный. Пожалуй, всем уже известно, что в подобных разговорах нельзя указывать коды, которые приходят на телефон для подтверждения различных действий, данные банковских карт, паспортные данные. Также говорят, что нельзя говорить слово «да». Но, возможно, есть еще какие-то запретные действия? Надо бы на всякий случай выяснить. Если звонит мошенник, главное — понять, что именно ему было нужно, чтобы не проколоться. А вдруг она, эта «сотрудница МВД», получила что хотела?

С этим вопросом я обратилась в ГУ Банка России по ЦФО. Эксперт по кибербезопасности Дмитрий Ибрагимов меня успокоил: оказывается, «да» говорить можно, и никаких далеко идущих последствий это не вызовет.

— Многие боятся произносить слово «да» в разговоре с незнакомцами, — пояснил он. — Считается, что если его записать, то можно подтвердить какую-то серьезную финансовую транзакцию – взять кредит, перевести деньги. На самом деле это не так. Подтверждение подобной операции дистанционным способом одним словом «да» невозможно. Банки не будут брать на себя потенциальные риски, связанные с недостаточной идентификацией клиента, то есть пока они полностью не удостоверятся, что это именно клиент передает поручение на распоряжение собственными средствами, транзакции исключены. Кроме того, оператор банка в любом случае отличит записанный голос от естественного.

В нашей стране существует такая цифровая платформа — Единая биометрическая система данных (ЕБС), которая позволяет идентифицировать человека по его биометрическим характеристикам. Ее оператором назначен «Ростелеком»: он обеспечивает сбор, обработку и хранение биометрических данных. Кроме того, он проверяет их соответствие первично сданным биометрическим образцам и передает банкам результаты этой проверки. С помощью ЕБС клиенты банка действительно могут получать услуги удаленно.

Но, во-первых, эту систему еще надо подключить. То есть явиться в банк лично и позволить сотруднику сделать видеозапись: произнести несколько фраз, покрутиться перед камерой.

Во-вторых, только голоса, а тем более одного слова, категорически недостаточно. Необходима комбинация голоса и изображения.

Хорошо, но что в таком случае было нужно лжесотруднице МВД?

— Скорее всего, мошенники попытались разыграть популярную схему со звонком якобы из правоохранительных органов, — предположил Дмитрий Ибрагимов. — Но, не получив отклика, который прописан у них в «методичках» (алгоритмах для разговора), бросили трубку. Для них время – деньги, поэтому терять его на потенциально «холодного клиента» они не стали. Если бы вы проявили заинтересованность, то разговор бы продолжился. Например, мошенники могли сказать, что человек, имя которого они назвали, хочет взять или уже взял кредит якобы по доверенности от имени жертвы, либо пытается переоформить имущество жертвы на свое имя или привести другие подобные «страшилки», а дальше начали бы запугивать и запутывать, приводя «убедительные доводы», подключая к разговору третьих лиц. Самая популярная схема — привлечь «сотрудников Банка России» и предложить перевести деньги на «безопасный счет».

О подобном сценарии мы уже сообщали. И еще раз, на всякий случай, напомним о чем нужно помнить при разговоре по телефону с неизвестными людьми.

— Чтобы защититься от телефонных мошенников, необходимо с долей скепсиса относиться к любым звонкам от незнакомцев, кем бы они ни представлялись, — советует Дмитрий Ибрагимов. — Настоятельно рекомендуем гражданам не раскрывать никому личные и финансовые данные.

Сотрудники банков, правоохранительных органов или иных ведомств никогда не требуют по телефону предоставления личных данных и банковских реквизитов, информацию по счетам и картам или смс-коды от банка. Они также не просят перевести деньги. Установите программу антиспам на телефон, чтобы автоматически отсекать номера, с которых звонят мошенники.

Банк России постоянно выявляет используемые злоумышленниками номера и направляет информацию о них операторам связи для последующей блокировки. В 2021 году ЦБ была инициирована блокировка более 179 тысяч номеров телефонов, которые злоумышленники использовали для хищения денег у граждан. Это в 6,7 раза больше, чем годом ранее.

Яна МАЕВСКАЯ.

Фото «Московской правды»

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Александр
Александр
21 дней назад

Прочитав статью для меня стало понятно, что сказанное слово «ДА» в беседе с мошенниками не представляет для меня каких то рисков с утечкой моей банковской информации. Однако как советуют специалисты в такого рода разговорах, стоит быть предельно аккуратными и внемательными. Очень четкое правило ни банковский сотрудник не представитель органов не потребует от вас конфиденциальную информацию. Лично я, что бы обезопасить себя от всякого рода курьезов, поставил себе авто диктофон. Он срабатывает при каждом звонке мало ли кто захочет вам позвонить.

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x