«Можем мы сделать всё»

Государство требует от ведомств, предприятий и корпораций максимально возможного импортозамещения и выделяет на эти цели огромные дополнительные деньги.

импортозамещение

Глава правительства РФ Михаил Мишустин на расширенном заседании коллегий министерства финансов и министерства экономического развития поставил задачу: «Где у нас есть своя компетенция, нужно обязательно наращивать производство в России. Можем мы сделать всё. Нужно очень серьезно на этом сосредоточиться». (http://government.ru/news/48256/)

А еще через несколько дней, на совещании с вице-премьерами, конкретизировал:

«Правительство продолжит вырабатывать системные решения… Уже действует целый ряд эффективных инструментов, среди которых и промышленная ипотека, и льготный лизинг… Такие проекты смогут рассчитывать на особый подход банков при одобрении кредитов, пониженную ставку по ним и более активное участие в этом наших институтов развития. Это обеспечит до 10 триллионов рублей дополнительного финансирования для расширения перспективных отраслей, позволит заместить поставки дефицитных материалов, комплектующих, оборудования, переориентировать нашу транспортно-логистическую сеть производить конкурентоспособную продукцию на наших отечественных предприятиях». (http://government.ru/news/48270/)

За этой вроде бы чиновно-бюрократической лексикой серьезная, точнее сказать – тревожная озабоченность. Ведь страны G7 планируют почти полный запрет экспорта товаров в Россию. Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, США и Япония будут обсуждать этот вопрос во второй половине мая, буквально на днях. Предполагается, что исключением станет продажа медикаментов, аграрного сырья и продовольствия.

Недавно стало известно, что Казахстан, крупнейший поставщик по каналам параллельного импорта, фактически закрывает границы для реэкспорта товаров и оборудования – под угрозой вторичных санкций. Вероятно, такой же жесткий ультиматум предъявят Грузии, Азербайджану, Армении.

«Последствия полного запрета экспорта могут оказаться крайне тяжелыми для экономики России и способны привести к технологической деградации многих фабрик и заводов, – комментирует Артем Деев, руководитель аналитического департамента международной брокерской компании AMarkets. – Некоторые немецкие промышленные предприятия поставляли детали для создания российских скоростных поездов, а также обеспечивали Россию турбинами большой мощности, которые нужны для стабильной работы ТЭС. Отсутствие таких поставок уже отразилось на отечественной экономике – выпуск современных локомотивов в нашей стране падает, а выходящие из строя турбины заменить нечем».

То же самое относится к импортным турбинам для прокачки газа по магистральным трубопроводам.

Очевидно, что импортозамещение переходит не просто в разряд необходимого, а единственного условия для элементарного выживания. Как оно происходило у нас до сих пор? Рассмотрим на некоторых примерах. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко после посещения Военно-медицинской академии поделилась впечатлениями на заседании Совета законодателей:

«Очень важная тема – качественное индивидуальное протезирование… Мы сегодня сталкиваемся с тем, что недружественные страны либо отказывают в поставках, либо затягивают выполнение контрактов до трех и более месяцев… Мы можем это лучше сделать, но почему мы по-прежнему стоим с протянутой рукой?! Костыли посмотрите, посмотрите ходунки, которые, чьего они производства и какого качества. Ну доколе?!»

Вот вроде бы с производством куриного мяса и яиц у нас нет проблем. Однако генеральный директор Росптицесоюза Галина Бобылева на круглом столе в Совете Федерации предупредила, что сейчас на птицефабриках 80% оборудования – иностранное. И в связи с уходом зарубежных поставщиков стали возникать проблемы с обслуживанием и приобретением запчастей. Некоторые российские предприятия начали выпускать аналогичное, но его цена в десятки (! – С. Б.) раз выше. (https://rosng.ru/post/rospticesoyuz-ne-isklyuchil-problemy-s-pererabotkoy-myasa-pticy)

Как это так? Пользуются проблемами в отрасли?  Бизнес такой? Не надо вкладывать деньги в модернизацию и развитие производства, когда можно получить прибыль, просто повысив цены? Или еще каким-то другим образом.

О таком «бизнесе» и «другом образе» говорил год назад на Петербургском экономическом форуме председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. В том числе и о локализации. Так называется группирование вокруг иностранного предприятия российских производителей запчастей, сырья, оборудования – c замыслом, что все это приведет к созданию собственного производства, к импортозамещению.

«Структурная трансформация экономики неизбежна. Какой она будет? Модернизация или деградация? – обращался к собравшимся депутат Макаров. – Сколько денег за эти семь лет дали на это самое импортозамещение? У нас баллы давали за локализацию. Привезли сюда станок из Китая, покрасили его – у нас локализация! Мы его покрасили! За это премии получали! На 1 мая этого года (2022-го. – С. Б.) на счетах наших компаний находится 43,2 триллиона рублей. (Почти два бюджета всей России на тот год. – С. Б.) Из них более 26 триллионов находятся на депозитных счетах. Бизнес рисковать не хочет. Он готов рисковать деньгами государства. Триллионы идут на поддержку бизнеса. Это просто свой, подкормленный бизнес, это форма коррупционного существования».

Менее месяца назад глава правительства Михаил Мишустин объявил, что государство выделит 10 триллионов рублей дополнительного финансирования для замещения поставок дефицитных материалов, для того, чтобы производилась конкурентоспособная продукция на отечественных предприятиях.

Подчеркнем: 10 триллионов – это «дополнительное финансирование» к тому, что уже было и есть.

Также отметим: дополнительные 10 триллионов – это больше трети государственного бюджета России.

4 мая в Координационном центре правительства РФ состоялась Стратегическая сессия по развитию промышленности.

«Наши планы предусматривают запуск в течение ближайших двух лет индустриальных мегапроектов в целом ряде отраслей, прежде всего в обрабатывающей промышленности, – сказал во вступительном слове Михаил Мишустин. – Наша цель – наладить собственный выпуск всего необходимого оборудования, инструментов и комплектующих, не уступающих мировым образцам».

Деньги есть, планы и проекты есть. Дело – за исполнением.

 Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.

импортозамещение Коллаж МП

Добавить комментарий