В структуре АО «Мосводоканал» есть одно не совсем обычное подразделение, которое встретишь не у каждой городской службы: Центр организации обучения. 24 мая он отметил юбилей – пятьдесят лет. Ежегодно через Центр организации обучения АО «Мосводоканал» проходит более 10 тысяч сотрудников предприятия, которые обучаются по 44 самым востребованным направлениям. Это и рабочие специальности, такие как «Слесарь аварийно-восстановительных работ», «Машинист насосных установок», и дополнительная узкоспециальная подготовка инженерного и руководящего составов компании. Многие работники проходят обучение по разным направлениям несколько раз в год. Причем на обучение в обязательном порядке попадают все принимаемые на работу сотрудники, исключение не делается даже для обладателей обширного и релевантного опыта.
Проблемы? У нас их нет!
Давайте для начала немного отвлечемся и от центра, и от Мосводоканала и поговорим о характерных для рабочих специальностей проблемах – причем как настоящих, так и прошедших.
Например, согласно Мосстату, на конец марта столичные предприятия заявили, что хотели бы принять на работу 112,2 тысячи человек, причем 63,8 процента вакансий – больше половины – были рабочими. При этом на регистрационном учете с целью поиска подходящей работы состояло 43 тысячи граждан. Это стандартные цифры, они мало меняются уже много лет.
Грубо говоря, на каждое кресло «белого воротничка» приходится по три-четыре желающих, а вот на каждую рабочую вакансию – а это слесари, сантехники, электрики и так далее – в лучшем случае полторы ноги.
Вторую широко распространенную проблему можно часто прочитать в объявлениях: требуется работник на такую-то должность, опыт работы – не менее трех (пяти, шести, нужное подчеркнуть) лет. И еще многочисленные жалобы: везде нужны люди с опытом, а где его взять? Замкнутый круг!
Еще одну проблему достаточно хорошо описывает выражение: «Кто умеет – делает, кто не умеет – учит». Насколько это утверждение справедливо?
Да, конечно, есть преподаватели от Бога, люди, которые и умеют, и учат. Но еще в советское время начальники производств держались за хороших мастеров и очень неохотно отпускали их на должность преподавателей ПТУ.
И сейчас, в эпоху рыночной экономики, эта тенденция сохраняется. Беглый поиск в интернете показал: ставка сварщика в два-три, а то и в четыре раза выше, чем ставка преподавателя сварки.
Так вот. Если коротко – эти три проблемы в АО «Мосводоканал» решаются успешно. А теперь расскажем подробнее как.
Нюансы Трудового кодекса
– Есть одна особенность Трудового кодекса, о которой не все знают, – объясняет начальник Центра организации обучения Андрей Бекетов. – Отношения работодателя и работника не ограничиваются выплатой последнему зарплаты и своевременным предоставлением отпуска. В первую очередь работодатель обязан обучить своего работника той работе, которую он будет выполнять. Кроме того, работодатель должен обучить работника безопасным методам работы. На это устанавливают даже сроки – в течение 60 дней со дня приема на работу. Это федеральная норма. Мосводоканал Трудовой кодекс соблюдает неукоснительно. И каждый вновь принятый работник, независимо от того, кто он – генеральный директор или дворник, в обязательном порядке проходит обучение по охране труда и специфическим видам работ, которые использует Мосводоканал. Для этого и предназначен Центр организации обучения, в котором люди с опытом передают свои знания людям без опыта.
Сразу возникают вопросы: а если человек уже слесарь-электрик-сантехник пятого разряда в кубе, неоднократный лауреат конкурса «Московские мастера» или ему подобного? Да, и его тоже будут учить, потому что у Мосводоканала есть своя специфика, свои нюансы, свое уникальное оборудование. О нем – позже.
А если человек только пришел из школы, опыта ноль, воду вообще первый раз в жизни увидел? Да, его будут учить с самого нуля.
Действительно, были случаи, когда в центр приходили люди, которые не могли отличить напильник от гаечного ключа. И их обучали и они работают!
Как видите, для Мосводоканала нет ни первой, ни второй проблемы. Нехватка людей рабочих специальностей? Если есть человек и если у человека есть желание, то рабочая специальность у него появится. И, кстати, она может очень даже пригодиться в обычной жизни.
С третьей проблемой тоже вопросов нет.
– У нас в штате нет постоянных преподавателей, – рассказывает начальник методического отдела Анастасия Чибисова. – Мы привлекаем к обучению наших же опытных работников – по мере необходимости.
Это проще сказать, чем сделать. Мало того что человек должен хорошо работать руками, у него должен быть еще хорошо подвешен язык.
– В этом сложность с рабочими профессиями, – говорит Андрей Бекетов. – Мы должны найти человека, который не только все понимает, но и способен изложить все это доступным для людей языком. Без излишнего упрощения и без излишнего усложнения. Находим в своем же штате такого «Альберта Эйнштейна», и он рассказывает аудитории, пока последний разум не просветлеет.
Как все это происходит? Человек подает заявку, проходит собеседование. Подразделение Мосводоканала определит, какие навыки у него уже есть, а какие еще надо «подкачать». Штатный психолог – и такая должность тоже есть! – выясняет, какие у него склонности. А дальше центр записывает его в группу. И за 256 академических часов его необходимо обучить всему, что он должен знать.
Специфика работы
У Мосводоканала есть своя специфика работы, и она непростая. Можно даже сказать, что эта специфика имеет очень, очень долгую и трагическую историю. когда-то она касалась только шахтеров – именно в антураже забоев и штолен сложились основные легенды о невидимой, неощутимой, но жуткой смерти, таящейся в глубинах. Но с появлением в городе канализации, с появлением людей, которые должны с этой канализацией работать, – специфика шахтерских уловок, призванных избежать гибели, перекочевала и на городские улицы.
Подумать только, такое простое, короткое слово – метан, а сколько всего с ним связано! И культовая песня о печальной канарейке Blue canary (здесь слово blue означает не цвет, а печаль), и сверчки, которые начинали стрекотать при появлении опасности. Совершенствовались средства определения содержания газа в атмосфере шахт и городских подземелий. На смену канарейкам, сверчкам и мышам пришли сначала свечи, закрытые частой металлической сеткой, затем – современные анализаторы газа.
Кстати, Мосводоканал относительно недавно перешел с германского анализатора газа Dräger на отечественный «Анкат» (определяет четыре газа: метан, углекислый газ, угарный газ и кислород). А значит, центру была поставлена задача: обучить всех – не только новичков, но и «старичков» тоже – работать с новым прибором.
– На наших занятиях мы 48 часов рассказываем о технике безопасности при работе с люками: как его открывать, как проверять загазованность, как спускаться, – говорит Андрей Бекетов. – И потом 8 часов – как ее устранить. Мы не читаем нашим ученикам теорию газов, не рассказываем о каких-то физических или химических нюансах. Мы рассказываем: вот ты приехал, открыл колодец, опустил туда шланг, нажал кнопочку – и на дисплее, условно говоря, должна быть цифра 10. Если больше десяти – колодец надо продувать. Что обозначает число 10 – неважно. Твоя задача – добиться того, чтобы там была определенная цифра.
Но этим дело не ограничивается. В колодце иногда надо проводить работы — например, что-то сверлить. Как это делается дома? Берете дрель, включаете в розетку… стоп! В колодце пользоваться электричеством нельзя! Что делать?
Тут на помощь приходит специфическое оборудование. Это дрель, которую приводит в действие масло. Сам масляный насос с двигателем внутреннего сгорания устанавливается на поверхности, в безопасном месте. А рабочий с дрелью находится в колодце.
Это же масло приводит в действие и вентилятор, которым продувают колодец. Причем иногда его не удается продуть до заветных значений, и тогда приходится работать в противогазах.
Что поделать, такова специфика!
Учиться, учиться и учиться
Еще одна специфика – все рабочие Мосводоканала обязаны уметь оказывать первую помощь. Проще говоря, делать сердечно-легочную реанимацию. Потому что бывают случаи отравления и потери сознания в колодце. Что тогда делают? Поднимают бесчувственного человека наверх с помощью лебедки, вызывают скорую помощь, а до ее приезда совершают необходимые действия.
– Вопросы оказания первой помощи включаются в периодические инструктажи по охране труда, а обучение оказанию первой помощи работники проходят раз в три года, – отмечает Андрей Бекетов.
В штате Мосводоканала есть инструкторы, которые периодически проходят обучение в специализированных учебных заведениях, а затем передают полученные обновленные знания всему штату.
В центре для такого обучения есть два сотрудника – Гоша и Глаша. Трудятся в совершенно рабских условиях: без зарплаты, выходных и отпусков. Даже домой их не отпускают. Честно говоря, у них и дома-то нет, равно как и желудка и многого другого. Зато есть сердце в виде яркой лампочки-индикатора. Гошу или Глашу включают и качают им грудную клетку, пока «сердце» не запустится. Впрочем, одним регулярным обновлением знаний об оказании первой помощи дело не ограничивается.
– Если у человека, который уже прошел обучение и какое-то время поработал, есть перспективы роста, повышения разряда, то он к нам попадает на повышение квалификации, – продолжает Андрей Бекетов. – Со второго разряда на третий, с третьего на четвертый, на пятый. Причем для этого нужно не только быть хорошим специалистом, но и обладать известными деловыми и моральными качествами. Решение о повышении в должности принимается в подразделении.
– Необходимость изменить учебную программу и, соответственно, переобучить работников может возникнуть по самым разным причинам, – рассказывает Анастасия Чибисова. – Появилось новое оборудование. Изменилось законодательство. Начальник производственного подразделения высказал обоснованное пожелание. Но даже если таких изменений нет, учебная программа все равно должна обновляться не реже чем раз в пять лет.
Большой толпой и учиться легче
Из всех Водоканалов России, а в каждом городе есть свой, Мосводоканал – один из немногих, кто обладает таким центром. Это достигается, объясняет Андрей Бекетов, благодаря большому количеству работников. Как уже говорилось, их 15 тысяч.
А теперь представьте себе: в штат зачислен новый человек, но два месяца он не работает – учится. За него работают другие. Мало того! Люди, которые его учат, – они тоже оторваны от дела. Они тоже, вместо того чтобы спускаться в колодцы, устранять аварии, соединять трубы, наматывать под гайки паклю и сверлить с помощью масляной дрели отверстия глубоко под землей, сидят в Центре организации обучения и передают свои знания и опыт другим людям.
А за них в это время работают другие.
– Для многих Водоканалов в России это будет слишком большой нагрузкой, – замечает Андрей Бекетов. – Им нужен готовый специалист, у них нет времени, денег и сил.
И, следовательно, для них есть те три проблемы, о которых мы говорили вначале. Не хватает людей рабочих специальностей, не берут без опыта работы и не хватает преподавателей.
Нередко в центр приходят уже состоявшиеся в какой-то профессии люди, которые решили попробовать что-то новое. Через аудитории центра проходили повара, которым захотелось освоить более серьезную профессию, требующую более упорного ручного труда.
И база для их подготовки тоже серьезная. Эксперты центра встречаются с изготовителями, общаются с ними, а потом сами разрабатывают методики, которые позволяют персоналу быстро и эффективно освоить новинки.
Впрочем, как говорит Андрей Бекетов, новое – это не обязательно экономически целесообразное. «Мы можем воду для вас хоть с Марса возить, но хватит ли у вас на это денег?» – спрашивает он.
Поэтому есть технологии, которые сохраняются уже столетия и даже тысячелетия. Например, вы наверняка слышали, что в Древнем Риме трубы для акведука делали из свинца. Сейчас, разумеется, трубы делают из чугуна, но стыки их по-прежнему закрывают свинцовыми пластинами. С водой они не контактируют, так что это совершенно безопасно – опыт хронически травившихся свинцом римлян чему-то нас научил.
Так в Центре обучения встречаются эпохи – технология соединения труб времен Древнего Рима, самый современный газовый анализатор «Анкат». А в аудиториях вы можете увидеть разводные ключи, драчевые напильники, тиски и обыкновенную паклю, без которой тоже не обойтись.
Яна МАЕВСКАЯ.
Очень актуально, водопровод, канализация и электрика, самые важные коммуникации для любых зданий, без них не будет нормального функционирования, ну и без газа не будет дешевого тепла и готовки пищи.