В театре «Школа драматического искусства» премьера по одноименной повести Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон». Спектакль показывают на Сцене на Сретенке в зале Манеж.
Создатель постановки режиссер Глеб Черепанов, в главных ролях Кирилл Федоров (князь К) и Александра Лахтюхова (первая дама в Мордасове Марья Александровна Москалева).
Повесть «Дядюшкин сон» была написана Ф. М. Достоевским после долгого творческого перерыва, связанного с пребыванием в Омском каторжном остроге, а затем и на военной службе в Семипалатинске. Сам писатель говорил о повести: «Я написал ее тогда в Сибири, в первый раз после каторги единственно с целью опять начать литературное поприще, и ужасно опасаясь цензуры (как к бывшему ссыльному). А потому невольно написал вещичку голубиного незлобия и замечательной невинности».
Автор собирался написать не повесть, а пьесу (сохранились черновики Достоевского с подробными ремарками). Вполне вероятно этот факт и объясняет необыкновенно яркую театральность произведения и насыщенность образов.
На сцене разыгрывается история о благих намерениях и их последствиях. Вторая половина ХIX века… Князь К., случайно оказавшийся в провинциальном городе Мордасове, буквально за каких-то три дня становится по сути в центре интриги, лихо закрученной мордасовским обществом, успевшим даже склонить князя к браку. Острый сюжет, пылкие страсти героев, вперемешку с их смирением и страданием, создают атмосферу «грандиозного скандала», неожиданно близкого и интересного современному зрителю.
По сюжету, Марья Александровна Москалева – первая дама в Мордасове, активная и способная не только на построение планов, но и на успешную их реализацию, задумала очередной прожект – срочно выдать замуж дочь – красавицу Зину. Да и жених подвернулся – богатый и старый князь К. Как будут развиваться события зритель увидит в очень ярком спектакле с роскошными декорациями, потрясающими костюмами артистов, танцами, музыкой, современными спецэффектами.
Режиссер Глеб Черепанов, обращаясь к раннему Достоевскому, детально изучает произведение, уделив особое внимание созданию образа главного героя – князя К.
По словам режиссера, даже не вдаваясь в подробности, видно, что в этой повести – истоки всех будущих произведений Достоевского.
– Главный герой – князь К. очень важен, так как он – один в череде князей Достоевского, – отмечает Глеб Черепанов. – Князь К., князь Мышкин в “Идиоте” и Ставрогин в “Бесах”, которого тоже называют князем. Князь К. во многом предвестник князя Мышкина. В нем есть что-то от этого еще не придуманного автором героя.
По задумке режиссера спектакль поставлен «не в стилистике XIX века».
– Для нас в работе над спектаклем ключевым стало название – “Дядюшкин сон”, – уточняет свою творческую концепцию режиссер. – Все, что происходит в повести, – сон. Поэтому нельзя в открытую делать инсценировку этого произведения бытовой зарисовкой из жизни XIX века.
Отличительной особенностью от других театральных постановок повести «Дядюшкин сон» стал молодой актерский состав. Как правило, роли главных героев испоняют маститые и знаменитые артисты старшего поколения. Вспомним Этуша, Зельдина, Тенякову, Аронову и других известных актеров, которым посчастливилось блистать в «Дядюшкином сне». Такие роли артист считает подарком судьбы и не редко спектакль бывает бенефисом для конкретного актера.
По словам, режиссера, он постарался найти новый путь, ему было интересно не привязывать образ к возрасту артиста, сделать акцент на декорациях, костюмах. И все получилось! Актерский ансамбль блистательно воплощают идеи на сцене и состоявшийся накануне премьеры предпоказ спектакля тому доказательство. Зал рукоплещет героям Достоевского в исполнении молодых артистов театра.
– В нем есть все современные атрибуты яркой постановки, все это добавляет динамику в историю. Наш подход к материалу вскрыл новые темы, что, несомненно, приблизило его к нашим дням. И тема морали, этические, духовные моменты, которые поднимаются здесь, как никогда актуальны. Этот спектакль можно сравнить с зеркалом, которое позволяет человеку взглянуть на себя и задуматься на темы, которые заложены в них автором и режиссером.
В одном из интервью до выхода премьеры Кирилл Федоров так характеризовал свою роль:
– Мой герой – новый для меня опыт, я впервые буду играть острохарактерного персонажа. Основная задача будет состоять в том, чтобы не потерять самого себя, но в то же время рассказать о судьбе и личности человека в возрасте, пожилого мужчины, который по ходу спектакля будет проявлять свои детские качества. И вот эти возрастные «переходы», эмоциональные качели, трансформации, которые происходят с ним очень интересны для меня, в первую очередь как для артиста. Но также и с психологической точки зрения, так как спектакль пронизан тонкостями и откровениями.
Глеб Черепанов считает, у зрителя не должно быть ощущения, что какой-то персонаж положительный, какой-то – отрицательный. В каждом есть какая-то трогательность, наивность, даже детскость. Даже совершая неоднозначные поступки, они все равно ищут счастья. Это один из важнейших мотивов: поиск счастья, желание его достичь несмотря ни на что.
Над спектаклем работали также художник-постановщик Мария Морозова, художник по свету Михаил Глейкин, хореограф Ксения Руденко, композитор и музыкальный руководитель Кирилл Тепляков.
В ролях заняты Кирилл Федоров, Александра Лахтюхова, Анна Кутняк, Алина Чернобровкина, Евгений Поляков, Николай Гонтар, Кирилл Тепляков, Ольга Малинина, Александра Гладкова, Галина Селякова, Александр Стасеев, Анна Пик.
На предстоящий сезон в театре запланировано как минимум 12 премьер. А сейчас надо смотреть «Дядюшкин сон». Первые премьерные спектакли состоятся 29 и 30 сентября.
Лидия Миловидова.
Фото автора