В День защитника Отечества музей «Автомобили мира» подготовил для своих посетителей сюрприз – мастер-класс по разборке и сборке автомата Калашникова. Те, кто служил, смогли вспомнить полученные в армии навыки, а кто не служил – взглянуть на легенду русского оружия, прикоснуться к ней, а то и сфотографироваться.
Заходим в музей – здесь тесно от автомобилей. Проходим мимо стенда с самыми первыми «самобеглыми колясками» – кстати, среди них есть первый педальный автомобиль Кулибина, созданный еще в XVIII веке. Мимо «Студебеккера Лайт Сикс» 1924 года, мимо черных, красных, белых автомобилей, сверкающих лаком и хромом. Мимо точно такого же «Рено», который когда-то привез в Россию Маяковский и подарил Лиле Брик. Мимо красного «Феррари Мондиаль», на котором ездил лично Ален Делон. И доходим до небольшого столика, за которым стоит Никита (позывной «Рей»). В руках у него автомат Калашникова АКМ.
Модернизированный автомат Калашникова АКМ был принят на вооружение Советской армии в 1959 году – казалось бы, это очень и очень давно. Появляются новые технологии, новые открытия, новые разработки. Но если боевой самолет того времени – безнадежное старье, то АКМ остается эффективным оружием. Автомат Калашникова даже вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самое распространенное стрелковое оружие. Сейчас в мире насчитывается более 100 миллионов единиц АК и его модификаций. Он состоит на вооружении 106 стран мира. Несколько поколений – АК, АКМ, АК-74, и, наконец, АК-12, который сейчас становится основным индивидуальным стрелковым оружием Вооруженных Сил России. Кроме того, автомат Калашникова стал родоначальником гражданского оружия – охотничьих карабинов «Сайга».
Для всех желающих Никита демонстрирует разборку и сборку автомата с пояснениями. Пояснения отнимают время, а оно достаточно жестко: по нормативам, оценка «отлично» ставится, если боец разбирает автомат за 18 секунд, а собирает за тридцать.
Тут важен и порядок, и нюансы. После отделения магазина надо опустить переводчик огня вниз, отвести рукоятку затворной рамы назад и убедиться, что патрон в патроннике отсутствует. После чего отпустить рукоятку затворной рамы и нажать на спусковой крючок, предварительно направив оружие под углом в 45 градусов вверх. Почему не вертикально? А вдруг в патроннике окажется патрон – тогда произойдет выстрел, и пуля, отрикошетив от потолка (если вы находитесь в помещении), полетит вниз. Шомпол отделяется легким ударом ребра ладони. Есть свои нюансы и в том, как устанавливать на место затворную раму с затвором (по словам Никиты, учителя в школах делают это не совсем удобным способом), и газовую трубку.
– А ну-ка, дайте мне, – к столику подходит мужчина. Он берет автомат и начинает ловко и быстро его разбирать и собирать. Никита бдительно следит за ним и в конце говорит: «Браво! Редко такое увидишь!»
– Два года в армии, – гордо говорит супруга, с обожанием глядя на мужа. – Руки помнят!
Детям до 14 лет автомат разобрать и собрать вряд ли получится, просто физически. Поэтому для них – фотосессия. Никита показывает, как держат автомат при марш-броске – он лежит на скрещенных руках, прижатый к груди.
В промежутках между разборкой и сборкой оружия Никита вспоминает четыре заповеди стрелка:
– с оружием всегда надо обращаться как с заряженным;
– никогда не направлять оружие туда, куда не собираешься стрелять;
– прежде, чем выстрелить, надо проверить, что находится перед мишенью и за ней;
– пока оружие не будет направлено на мишень, палец не должен касаться спускового крючка.
«Si vis pacem, para bellum» («Хочешь мира – готовься к войне»). Так говорили в Древнем Риме, причем мудрость эту они услышали от еще более древних финикиян. В наше время говорят так: оптимисты и пессимисты изучают иностранные языки (какие именно – зависит от политической ситуации в мире), а реалисты – автомат Калашникова.
Яна Маевская.