Сезонный разлив рек — грозные мифы и спокойная реальность

Яркие явления природы нередко находят отражение в сказках и мифах разных народов. Для жителей лесной зоны Евразии, наверное, самым грозным и даже смертельно опасным было весеннее половодье – за зиму леса накапливают много снега, и, когда весной высокие сугробы начинают дружно таять, реки вздуваются и выходят из берегов. Среди мифологических описаний этого события стоит выделить поверья финно-угорского народа удмуртов. По их представлениям, в реках живут водные люди – вумурты, которые очень похожи на обычных людей. Волосы у них всегда черные, а полы одежды мокрые. И так же любят играть свадьбы. Причем свадьбы вумурты играют в конце марта – начале апреля. Свадебный поезд – мчащиеся друг за другом сани – создает на реках ледоход, а также наступающее вслед за ним половодье.

Достаточно немного фантазии, чтобы взглянуть на ледоход через призму легенды. Торчком встают бело-серые льдины, по всей реке слышен оглушительный треск. И вот он, невидимый обычным глазом свадебный поезд, несется прямо по стрежню. Дико ржут запряженные в сани полукони-полурыбы, они ломают копытами лед перед собой и бьют рыбьими хвостами. Узорчатые борта саней раскалывают и разбрасывают лед в стороны. А на козлах сидит вумурт, он же вукузё, хозяин воды, – черные волосы развеваются по ветру, топорщатся мокрые полы одежды. Он хохочет и хлещет кнутом по воде, освобождая реку. И река вспучивается и расходится от бешено мчащихся саней в стороны тугой волной, смывая все на своем пути. В грохоте сталкивающихся льдин слышны торжествующие крики гостей и свадебные песни. Пронесется свадебный поезд водяного народа от истоков реки к ее устью и канет в глубокие омуты – до следующей весны.

Место для воды есть

Сейчас мы смотрим на реку другими глазами – прагматичными. Задача Мосводоканала – не дать весеннему снеготаянию натворить бед и вместе с тем сохранить достаточно воды для города. Его работники давно научились укрощать грозное весеннее половодье.

– Готовясь к половодью, мы сформировали свободную емкость Истринского водохранилища путем сброса избыточной воды, – рассказал начальник Истринского гидроузла АО «Мосводоканал» Юрий Гусев. – В настоящее время объем воды в водохранилище значительно уменьшился и находится в глубоководных местах, образованных в районе старого русла реки и больших заливов.

И действительно: если осмотреть покрытую льдом и следом гладь водохранилища, то станет видно – она не совсем гладкая. У берега лед фактически лежит на земле. Дальше виден небольшой обрыв – это старый берег реки Истры, такой «худенькой» она была до того, как построили гидротехнический узел. И снова лед, на этот раз над водой. Вот этот запас – от берега реки до берега водохранилища – это свободная емкость водохранилища, которое и примет на себя паводковые воды.

На льду сидят рыбаки – удят рыбу. Впрочем, работники гидроузла относятся к этому занятию скептически, если не с тревогой. Дело в том, что лед бывает разный.

– Мы различаем погруженный лед и непогруженный, – рассказывает оператор запорных сооружений Николай Журавлев. – Сейчас вода спала, лед осел. Рыбаки бурят лунки, и по закону сообщающихся сосудов вода выплескивается наверх и растекается по льду.

Это приводит сразу к нескольким факторам. Во-первых, лед надломлен, поэтому выходить на него опасно. Во-вторых, если будет морозная ночь, то вода, натекшая на лед, замерзнет. И там, где сидят сейчас рыбаки, толщина льда уже сантиметров семьдесят. Возле плотины она около сорока сантиметров. А в-третьих, это означает, что пробы снега на таком льду брать нельзя: показания будут неверны.

Однако сильно морозных ночей больше не предвидится, а лед чем дальше, тем больше будет надламываться. Как рассказывает Николай Журавлев, некоторые отчаянные люди даже весной перекидывают доски на льдины. Лишь бы порыбачить.

– А рыбы сейчас там особой нет, – пожимает он плечами. – Какая зимой рыба? Я видел, они плотвичку мелкую ловили.

Вообще-то в Истре рыбы много, даже сомы водятся. Здесь вполне обычны судак, лещ, налим, густера, язь, плотва, окунь, щука, уклейка, линь, ёрш, краснопёрка, карась. Карась – теплолюбивая рыба, зимой она спит, а вот остальные активны и вполне могут попасться на удочку.

Зачем замерять снег?

У Николая Журавлева много важных дел. Он возит на снегоходе «Тайга» по полям и лесам инженера-гидролога Анастасию Носкову и помогает ей замерять снег.

– Зимой замеры делаем раз в декаду, – рассказывает Анастасия. – В этом году начали в декабре, как начал выпадать снег. А с приходом весны чаще, каждые пять дней.

Чтобы замерить снег, «Тайга» каждый раз проезжает полтора километра – от Истринского гидроузла до верховьев водохранилища. Замеры в поле делают каждые 150 метров, в лесу – каждые 100 метров. Замеряют также и снег, который покрывает лед водохранилища. Но сейчас, как уже говорилось, возникла ситуация «льда под водой», и замеры брать нельзя.

Анастасия вооружена двумя приборами. Во-первых, деревянная линейка. Деления на ней до 120 см, но ни Анастасия, ни Николай, ни сам Юрий Гусев никогда сугробов такой высоты не видели.

– В этом году средняя высота сугробов доходила до 80 см, – рассказывает Анастасия. – Это больше, чем обычно!

Средняя высота сугробов – это означает, что там, где снег надувает ветер, его даже больше. А где-нибудь в тихом лесном месте меньше.

Второй прибор – весовой снегомер ­ВС-43. Это металлический цилиндр с делениями, плюс весы. Анастасия втыкает его в снег. Дальше требуется мужская сила – снег вокруг раскапывают лопатой. Затем под дно цилиндра подсовывают лопаточку, чтобы снег не вывалился, поднимают, переворачивают и подсоединяют к весам. Весы довольно точные – цена деления 50 граммов. Анастасия записывает все параметры: глубину сугробов, высоту снежной «колбаски» в цилиндре и ее вес. Уже потом, в кабинете, по специальным формулам специалисты просчитают плотность снега и, соответственно, его количество.

В этом году даже невооруженным глазом видно, что снега много. Сугробы глубокие и при этом очень плотные. Сверху образовался крепкий наст – бич лесных копытных животных и хорошее укрытие для мелких лесных грызунов.

– Снега выпало в этом году больше нормы, – подтверждает инженер-гидролог. – Но Истринское водохранилище к приему такого количества талой воды полностью готово.

Какое бывает половодье?

Понятно, что сила и опасность половодья зависят не только от количества снега, но и от того, насколько быстро он начнет таять. Это хорошо понимает начальник Истринского гидротехнического узла.

– Половодье разделяется на активное и вялотекущее, – поясняет он. – Активное происходит быстро, возможно, что за короткий период, около десяти дней, растает около 80 процентов снега. Вялотекущее половодье – это когда плюсовые температуры днем, а минусовые ночью. Днем вода выделяется из снега, ночью она снова замерзает. Такое половодье может растянуться и на двадцать дней.

Сейчас – по состоянию на 12 марта – активного таяния снега не наблюдается. Днем яркое солнце чуть-чуть его подтапливает, но по ночам столбик термометра опускается ниже нуля. Юрий Гусев предполагает, что более-менее активное таяние снега начнется не раньше начала апреля.

Для рек нашей полосы весеннее половодье – это 80 процентов всего речного стока. Именно поэтому и стали строить водохранилища – ведь сколько воды по весне утекает прочь, сначала в Волгу, а потом в Каспийское море! А потом летом река мелеет, и где брать тогда воду, чтобы напоить огромную столичную агломерацию?

Сеть водохранилищ

Воду в столичный регион поставляют три взаимосвязанные гидротехнические системы, расположенные на реках Волге, Москве и их притоках – той же Истре. На сегодняшний день суммарная водоотдача этих систем значительно превышает потребности города в питьевой воде.

Эти три системы весьма гибки. Водохранилища могут принять огромное количество воды после очень многоснежной зимы и сохранить ее в течение сухого и жаркого лета.

Главное — чистая и безопасная вода

Что еще очень важно делать перед половодьем и особенно когда оно начнется – так это следить за качеством воды.

Разумеется, за качеством воды следят круглый год. Пробы берут на 140 точках на водосборной территории, 170 точках на станциях водоподготовки и более чем 250 контрольных точках в городской распределительной системе. Кроме того, пробы ежечасно берут на всех станциях водозабора Мосводоканала.

Лабораторный анализ осуществляется в Центре контроля качества воды. Здесь воду смешивают с разными реагентами.

Определяют, насколько природная вода заражена бактериями. Основных проб три. Во-первых, специальная питательная среда, на которой расцветают колонии кишечной палочки. Во-вторых, питательная бескислородная среда, в которой проявляют себя споры клостридий – древних анаэробных и очень опасных бактерий, которые способны вызвать столбняк, газовую гангрену, ботулизм. И питательный агар-агар, на котором расцветают все прочие бактерии.

В зависимости от того, насколько заражена вода, на станциях водоподготовки регулируют количество реагентов в процессе получения питьевой воды. Поэтому никто из вышеперечисленных до наших водопроводных кранов не дойдет. Воду еще обеззараживают озоном. Он тоже действует как отличное дезинфицирующее средство, только недолго. А гипохлорит натрия бережет воду на всем ее довольно долгом маршруте, вплоть до наших водопроводных кранов.

В период половодья контроль над составом воды многократно усиливают. Ведь обильные стоки смывают в систему все, что накопилось на берегах. А там может быть все что угодно. Вода стекает с дорог, с полей, со строек, с жилых районов – словом, отовсюду. Паводковые воды могут смыть все «добро» с автобаз, с ферм, со скотобоен, в них могут быть автомобильные жидкости и фекальные массы.

Но все это не пройдет. Потому что пробы, как уже говорилось, берутся постоянно и на всем пути следования воды к потребителю.

Во время половодья отбор проб на водных объектах может проводиться до четырех раз в сутки. Кроме того, увеличивают и количество контрольных точек в устьях малых рек, которые впадают в водохранилища. Пробы берут как на поверхности, так и на глубине. Это позволяет выявлять различия в ее составе и получать объективную информацию о состоянии водоемов.

Особенно это важно зимой и во время половодья. Дело в том, что вода температурой 4 градуса Цельсия имеет максимальную плотность, поэтому она опускается к самому дну. Летом в водоемах воды такой температуры практически не бывает, а вот зимой и ранней весной – пожалуйста. И очень важно проверять, что там творится у самого дна.

А на станции водоподготовки постоянно приходят сигналы – какого качества вода и когда именно к ним поступит. На самих станциях тоже увеличивают частоту отбора проб – раз в два часа.

Весь путь воды тщательно рассчитан. Например, из-под Можайска до Западной станции водоподготовки вода доходит за 72 часа. От Истринского водохранилища – вдвое меньше. Но все равно на станциях водоподготовки достаточно времени, чтобы должным образом настроить фильтры, дозаторы гипохлорита, излучатели озона.

Семантика половодья и паводка

Пройдет апрель, отзвенят ручьи, растает снег, и схлынет половодье. Отыграют свои шумные свадьбы хозяева воды – вумурты.

Однако расслабляться не стоит. Летом вполне могут быть паводки. В чем их отличие от половодья, спросите вы? Половодье – это весеннее явление, активное таяние зимнего снега и подъем воды на всем протяжении реки. А паводок – это когда на каком-то участке реки вода вдруг резко поднимется, а потом так же быстро спадет. Причины – обычно обильные дожди, иногда прорыв подземного водного источника. Паводки бывают в течение всего года, и спрогнозировать их трудно. Паводок может быть весной, может быть летом во время ливней, его могут вызвать осенние дожди или даже сильная зимняя оттепель.

Впрочем, для систем Истринского гидроузла – а также других столичных гидротехнических сооружений – паводки, как и половодья, не страшны.

Ежедневная кропотливая работа сотен работников Мосводоканала обеспечивает для нас непревзойденное качество воды. Каждый делает свое небольшое дело. Кто-то на «Тайге» раскатывает, кто-то снегомером снег измеряет, кто-то формулы считает, кто-то пробы воды отбирает, кто-то бактерии рассматривает… И все эти маленькие ежедневные задачи складываются в одно большое, великое дело – чистую питьевую воду для огромного города.

Яна МАЕВСКАЯ.

Добавить комментарий