Коагулянты – в промышленности, быту и даже на рыбалке

Завод по производству гипохлорита натрия (а также соляной кислоты и противогололедных реагентов) готовится покорить новые вершины. Мосводоканал ведет строительство еще одного – в той же локации и, образно говоря, на том же фундаменте – завода для производства сульфата алюминия и оксихлорида алюминия. Это реагенты, применяемые в качестве коагулянтов на станциях водоподготовки.

Что такое коагулянты?

– В воде растворено очень много веществ, которые не улавливаются фильтрами, – поясняет заместитель генерального директора по производству Александр ­Шодмонов. – А удалить их необходимо. Говоря языком химии, примеси имеют отрицательный заряд, а коагулянты – положительный. Поэтому растворенные в воде вещества притягиваются к ним. Образуется гелеобразная масса, к которой прилипают также и бактерии, и тяжелые металлы. Все это становится тяжелым и осаждается на дно.

Схема водоподготовки на станциях АО «Мосводоканал»

Точная дата запуска завода пока неизвестна, но ожидается, что первые объемы готовой продукции будут получены уже в 2025 году. Проектная производительность завода составит: сульфата алюминия Al2(SO4)3 (раствор 7,5%) – 120 000 т в год; оксихлорида алюминия Al2(OH)5Cl (раствор 10%) – 56 500 т в год, оксихлорида алюминия (раствор 18%) – 3500 т в год.

Такое количество полностью покроет собственные нужды Мосводоканала.

***

В 70-80 годы прошлого столетия приверженцы экологического подхода выступали против применения соединений алюминия в качестве коагулянтов. Мотивировали это тем, что в воде может быть остаточный алюминий. А это вредно: алюминий может вытеснять из костей кальций, и они становятся хрупкими.

В качестве альтернативы эти «экологи» предлагали использовать хитозан – аминполисахарид, который выделяют из хитина, преимущественно ракообразных. Хитозан можно также добывать из грибов (да, у них тоже в составе хитин), насекомых, моллюсков.

– Давайте заменим вредный химикат экологически чистым продуктом!

– Каким это?

– Хитозаном!

– То есть, чтобы очистить тонну воды, будем убивать сотни тысяч креветок, рачков, раков, крабов, омаров и лангустов?

Кстати, хитозан используется в сельском хозяйстве для борьбы с грибковыми заболеваниями семян, в медицине – как кровоостанавливающее средство, антибиотик и для медленного высвобождения лекарств в пластырях.

Из него можно делать самовосстанавливающее лакокрасочное покрытие. В виноделии его применяют для осветления вина, то есть именно как коагулянт. Но использовать его для коагуляции воды для крупного города?

Давайте в противогололедных реагентах вместо мраморной крошки будем алмазную применять.

Эффект будет такой же, а красоты больше.

***

Сульфат алюминия (Al2(SO4)3) и оксихлорид алюминия (Al2(OH)5Cl) далеко не единственные вещества, которые можно применять для коагуляции. Однако к ним возникает меньше всего вопросов.

Для коагуляции можно применить сульфат железа (FeSO4), однако вода после этого требует дополнительной обработки – в ней остается закисное двухвалентное железо, а это нежелательно.

Можно использовать хлорид железа (FeCl3). Но это соединение обладает очень высокой коррозионной активностью. А это означает, что оборудование будет изнашиваться очень быстро.

Квасцы KAl(SO4)2∙H2O – это тоже коагулянт, но у них низкая эффективность, требуется очень большое количество для качественной очистки воды.

Есть еще полиакриламид, но его применяют скорее как вспомогательное вещество для ускорения процесса.

***

А вы знаете, что каждая хорошая хозяйка, а также каждый хороший рыбак должны уметь применять коагулянты в быту и тем более в походе? Об этом нам рассказал начальник отдела реализации и развития Алексей Ступин.

Встречайте: рецепт архиерейской ухи! Прежде всего, для такой ухи требуется птица. В городских условиях это курица или домашняя утка. На охоте и рыбалке компания не садится варить уху до тех пор, пока не добудет утку (причем необязательно благородную, вполне сойдет и поганка, она же чомга), вальдшнепа, перепела или рябчика. Птица варится до полуготовности. Дальше она отправится в коптильню и выступит в качестве второго блюда.

А в котел закладывают рыбу – нечищеных (строго нечищеных!) ершей. И плотву. Вторая закладка – караси и окуни. Желательно с чешуей. Чешуя при варке растворится и даст бульону желатин. Третья закладка – благородная рыба, щука и налим. Та, которую будут есть в ухе. Обязательно – стакан сухого вина, очень сухого.

– Обычно рыбаки выливают в уху водку, – пояснят Алексей Ступин. – Потому что, сами понимаете, на рыбалку вино не берут, берут водку. Мотивируют это тем, что водка тоже алкоголь, значит, можно заменить. Нельзя! В сухом вине содержатся вещества, которые необходимы ухе и которых в водке просто-напросто нет.

И наконец, момент истины. Из котла надо зачерпнуть кружку бульона. Добавить туда белок от двух яиц. Тщательно перемешать. И вылить обратно.

– В этот момент вся компания собирается вокруг котелка и смотрит, смотрит во все глаза, – рассказывает Алексей Ступин. – Это похоже на колдовство: мутная жидкость прямо на глазах превращается в совершенно прозрачный, чистый как слеза, бульон. Остается только процедить его через марлю – и можно разливать по тарелкам.

Коагуляция в одном отдельно взятом котелке на радость людям.

Яна Маевская.

Добавить комментарий