Взрывы бытового газа уносили и будут уносить сотни человеческих жизней, потому что этот конвейер смерти никто не останавливает.
После трагедии в подмосковном городе Ногинске 8 сентября, в результате которой погибли семь человек, одна из популярных газет написала:
«Не крестимся, сиречь ничего не делаем, до тех пор, пока не грянет гром. Ну, точнее, пока не бабахнет так громко, а жертв не будет так много, что ни власть, ни общество не сочтут траты на газовую безопасность чрезмерными».
Все верно про наши чиновничьи и народные традиции, запечатленные в пословице: «Пока гром не грянет – мужик не перекрестится». Но – увы… Гром-то гремит давно, постоянно.
В 2016 году Ростехнадзор предложил на государственном уровне принять принципиальное решение: запретить использование газовых плит и заменить их электрическими. Однако эксперты усмотрели здесь прожектерство: в России две трети населения (67 процентов жилого фонда) использует газ, в большинстве домов установка электроплит невозможна, так как необходимо заменить проводку. Придется менять старые сети по всей стране, процесс затянется на 20 лет.
Тогда же, в ноябре 2016 года, депутат Госдумы Валерий Рашкин обратился в правительство, а затем направил президенту Путину депутатский запрос о необходимости оборудовать жилые помещения датчиками загазованности. Они автоматически перекрывают подачу газа при повышении его концентрации в воздухе.
В 2017 году Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ ответило:
«Примерная стоимость оснащения сигнализаторами загазованности и отключающими устройствами газифицированных квартир составит от 137 до 230 млрд рублей в зависимости от конфигурации, что по данным, представленным Минэнерго России, сопоставимо с размером совокупного объема инвестиций в газификацию субъектов Российской Федерации…»
То есть денег таких у государства нет. И не ждите. Разумеется, подобные слова в чиновных ответах не употребляются. Вместо них:
«Правительство Российской Федерации продолжит работу по выработке наиболее оптимальных, в том числе с точки зрения стоимости, вариантов для обеспечения безопасности граждан, проживающих в газифицированных многоквартирных домах».
Хотя было предложение Минстроя от июня 2018 года:
«Представляется целесообразным установить требования о наличии в бытовых газовых плитах встроенного устройства безопасности, которое предотвратит скопление несгоревшего газа, в том числе если на горелке погасло пламя».
Однако, по заключению экспертов, до 80% газовых плит в домах остались еще с советских времен и их нельзя модернизировать.
И 31 декабря 2018 года «бабахнуло громко». После взрыва бытового газа в одной из квартир девятиэтажного жилого дома в Магнитогорске рухнул подъезд. Из-под завалов извлекли 39 погибших.
Естественно, вновь прозвучали требования, призывы отказаться от газовых плит и заменить их электрическими. А в строящихся домах – запретить монтаж газопроводных систем. Но…
«Если брать совокупные затраты на эксплуатацию электричества по сравнению с газом, то электричество даже выходит выгоднее. Не говоря о том, что это более безопасно, значительно более безопасно», – заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов.
Минстрой и «Газпром межрегионгаз» также выступили с инициативой: необходимо разработать новые требования к производству бытовых газовых плит – выпускать их только в комплекте со специальным устройством «предотвращения скопления несгоревшего газа».
В 2019 году в Госдуму внесли законопроект об установке автоматизированной системы контроля за обеспечением газовой безопасности. Затраты – за счет фондов капитального ремонта.
Но правительство отказало: много денег потребуется «для дополнительного финансирования региональных программ капитального ремонта из бюджетов бюджетной системы РФ».
Наконец, вчера депутат, глава комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская заявила, что необходимо оснастить дома системами оповещения и заменить устаревшие газовые плиты на современные – с автоматической системой отключения газа: «Для семей, получающих субсидию по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, такая замена должна производиться за счет бюджета. Обращение в правительство РФ мною направлено».
А остальные, значит, должны на свои деньги купить новые плиты и заменить ими старые, опасные. Но ведь обязать всех невозможно, многие могут сказать, что у них денег на это нет. И если хоть одна семья оставит старую плиту… То есть, по идее, надо проводить замену кардинально – за государственный счет.
Нашего «мужика» чужими смертями не испугаешь.
В России – 146 миллионов населения. Многие до сих пор мечтают о газовой плите как о высшем благе цивилизации. К 2019 году средний уровень газификации в стране составлял 68,6%, в сельской местности – 59,4%.
Сергей Баймухаметов.
На главном фото: последствия взрыва газа в Ногинске.
Фото из открытых источников