Народ, ты меня уважаешь?

6 апреля группа депутатов Госдумы внесла законопроект о зеркальном ответе на действия иностранных государств, дискриминирующих и запрещающих российские СМИ. Однако отдельные положения документа относятся к российским средствам массовой информации. 

В законопроекте, в том числе, предлагается отзывать лицензии, прекращать вещание по решению генерального прокурора или его заместителей «в случае распространения информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации».

Закон с такими формулировками уже есть, принят 3 года назад, вступил в силу 29 марта 2019 года. Он предусматривает административное наказание за «распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации».

В обществе он тотчас стал называться «закон об уважении к власти». Совет по правам человека при президенте Российской Федерации оценил его отрицательно.

По тому новому закону уже за полгода было заведено 45 дел об административных правонарушениях. Правозащитники отмечали, что протоколы составляли, как правило, участковые или сотрудники отделов по противодействию экстремизму во время самостоятельного изучения соцсетей. При этом каждое четвертое дело было возбуждено на основании заявлений «бдительных граждан».

В первые три месяца количество «дел» возрастало, однако в июле – сентябре резко сократилось. Это, по всей вероятности, было связано с тем, что 20 июня 2019 года на Прямой линии с Владимиром Путиным граждане задавали вопросы по поводу применения «закона об уважении к власти». После чего президент РФ дал поручение генеральному прокурору, министру внутренних дел и руководителю Роскомнадзора проанализировать практику возбуждения дел по ч. 3–5 ст. 20.1 КоАП и «принять меры по недопущению необоснованного привлечения к административной ответственности».

Среди привлеченных к ответственности граждан практически не было политических активистов, публичных персон. В основном – жители российской глубинки, из 29 регионов страны. То есть самый обыкновенный народ российский, выражавший свое мнение в социальных сетях. Причем некоторые судьи, надо отдать им должное, как будто нарочно затягивали рассмотрение, чтобы затем прекратить «дело» за истечением трехмесячного срока давности.

Тогда независимые юристы-эксперты сразу же назвали как минимум четыре главные опасности, которые таит законопроект: широкая и неопределенная трактовка понятий; возможное сведение счетов с интернет-пользователями; потенциальное злоупотребление со стороны правоохранителей; рычаг власти, с помощью которого можно подавлять критику.

Например, формулировки «в неприличной форме» и «явное неуважение» трудно поддаются точной юридической констатации. МВД даже распространило рекомендации, что дела следует возбуждать, если «неуважение» выражено в «грубой форме». Опять же сложно. «Дурацкий приказ местной администрации» – это грубо? Да. Надо возбуждать «дело»? А если «неумный приказ» – тогда нет?

Здесь надо обязательно отметить, что название закона в обиходе и формулировка в законе – принципиально разнятся. В обиходе говорили (и снова будут говорить) – «закон о неуважении к власти». Но в формулировке закона точно сказано: «неуважение… к органам, осуществляющим государственную власть».

Различие, повторю – принципиально. Мы все: и рядовые граждане, и государственные служащие привыкли подразумевать под властью «органы власти». Это чудовищная путаница, может быть, понятная в обиходе, но совершенно недопустимая в правовом сознании общества.

Власть – это народ. Конституция РФ гласит: «Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Однако мы привычно называем властью все государственные структуры, от районного УВД до парламента. На самом деле они (и люди, в них работающие, получающие зарплату из средств налогоплательщиков) – всего лишь «органы власти». То есть слуги народа.

Но они, «органы», уверены, что они – «власть». И получалось, что в 2019 году слуги народа приняли закон о наказании источника власти за неуважение к его органам.

А теперь на рассмотрении в Госдуме – законопроект о наказании средств массовой информации за «неуважение» к ним же, к слугам народа.

Например, журналистские расследования о коррупции – это «уважение» или «неуважение» к «органам, осуществляющим государственную власть»?

Что будет, если сейчас в той или иной газете появится очередная статья о том, что некоторые госчиновники, политики, государственные телепропагандисты, обличая «враждебный нам Запад», в то же время имеют там виллы, счета в банках и даже гражданство?

Или, например, предлагается закрывать СМИ за «распространение под видом достоверных сообщений недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения».

Но ведь никакой горячий репортаж с места стихийных бедствий, катастроф, аварий не может быть абсолютно всеобъемлющим, в нем всегда были и будут частности, мнения и оценки репортеров, пострадавших, спасателей, свидетелей. И если что-то из их слов не понравится «органам власти», можно объявить весь материал «недостоверным» и закрыть СМИ? Причем, без суда.

Значит, даже относительно независимые газеты, радио и телевидение не нужны вообще? Достаточно выпускать сводные бюллетени от всех департаментов и ведомств – от культуры и ЖКХ до администрации президента. С информацией, анализом, мнениями и указаниями, тоже исходящими от слуг народа.

И «органы власти», они же слуги, будут спокойны. А «единственный источник власти», то бишь народ, начнет в итоге тайком припадать к каким-нибудь зарубежным радио- или интернет-голосам, вспомнив советские народные стихи: «Есть обычай на Руси – ночью слушать Би-Би-Си». И кому от этого лучше?

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.

На снимке: пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков на Ежегодной пресс-конференций Владимира Путина, 2019 год.

Фото Андрея Никеричева / Агентство «Москва»

Фото Андрея Никеричева / Агентство «Москва»
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x