В Магадане установили памятник «Сотрудникам органов безопасности территории». Это вызвало неоднозначную реакцию общественности, прессы. В основном, критическую, негативную. Событие же само по себе интригующее.

Магадан, Колыма – это не просто географические названия в сознании советских, российских людей. Они неразрывно связаны с памятью о массовых репрессиях времен сталинизма. Начиная с народной пени, известной некогда всем, от взрослых до мальчишек.
На море спускался туман,
Ревела стихия морская.
Лежал впереди Магадан,
Столица Колымского края.
Будь проклята ты, Колыма,
Что названа чудной планетой.
Этапами гонят туда.
Оттуда возврата уж нету.
Пятьсот километров – тайга.
В тайге этой дикие звери.
Машины не ходят туда.
Бредут, спотыкаясь, олени.
Прощай, моя мать и жена.
Прощайте вы, малые дети.
Знать, горькую чашу до дна
Придется мне выпить на свете.
В 1996 году на магаданской сопке Крутая, где находился перевалочный пункт, с которого заключенных отправлялись по колымским лагерям, был открыт монумент Маска Скорби – в память о жертвах политических репрессий в СССР.

Однако в Магадане наблюдается и особо уважительное отношение к карательным органам. Там даже парк культуры и отдыха, открытый в 1935 году, назвали именем главы НКВД Генриха Ягоды. Правда, через три года этого государственного деятеля расстреляли как «врага народа» и «шпиона», а парк получил имя писателя Максима Горького.
Это в Москве ставили на голосование: восстанавливать на Лубянской площади памятник Дзержинскому или воздвигнуть там монумент в честь Александра Невского. С самого начала мнения москвичей на сей счет разделились почти поровну. В итоге мэр города Сергей Собянин отменил акцию. «Памятники, которые стоят на улицах и площадях, должны не раскалывать, а объединять общество», – обосновал он своё решение. Место на Лубянке так и осталось пустым.
А в Магадане такими сложностями не озадачивались. В 2017 году на улице, сохранившей имя Феликса Дзержинского, открыли памятную доску в его честь – в честь первого руководителя ВЧК, одного из организаторов и главного исполнителя «Красного террора». Доска установлена на стене дома № 1, где в 1953 – 2011 годах располагались управления МГБ, КГБ и ФСБ.

На мероприятии присутствовало все областное и городское начальство. Мэр Магадана Юрий Гришан сказал:
«С именем Дзержинского всегда была связана история Магадана, и горожане чтили деятельность этого советского революционера. Поэтому с открытием доски мы увековечиваем имя выдающегося политического деятеля и рассказываем нашей молодежи о человеке, навсегда вошедшем в историю».
И вот – скульптурная композиция. В основании стелы – надпись: «Сотрудникам органов безопасности территории».
Губернатор Магаданской области Сергей Носов сообщил:
«Это стела с бронзовым барельефом. На нем изображены сотрудники органов безопасности разных поколений. У подножия стелы – карта Магаданской области, где отмечены населённые пункты региона, в которых в различные периоды располагались районные подразделения УМГБ-УКГБ-УФСБ. Этот памятник – дань памяти и уважения тем, кто внес и вносит вклад в обеспечение безопасности Северо-Востока России, с честью выполняя воинский и служебный долг».

И надпись на стеле, и слова губернатора не очень точны, нуждаются в пояснениях – в связи со сложностью, запутанностью советской административной и карательной системы в данном регионе.
Не случайно повторяется «территория». Когда возникло и действовало Министерство госбезопасности СССР и территориальное управление МГБ (УМГБ) на Дальнем Севере, такой административной единицы как Магаданская область еще не существовало. Был Дальстрой НКВД СССР, так называемый комбинат особого типа. Пользуясь трудом заключенных, он, тем не менее, не входил в систему ГУЛАГа, а подчинялся непосредственно руководству НКВД. Территория его составляла одну седьмую часть территории СССР. В нее входили нынешняя Магаданская область, части Якутской АССР, Хабаровского края и Камчатской области. Статус Дальстроя был так высок, что его начальник являлся заместителем главы НКВД.
В 1941-1946 годах НКВД реорганизовывали, из его состава вывели и создали отдельный орган госбезопасности – НКГБ, который вскоре стал МГБ – министерством госбезопасности.
В 1948 году было организовано Управление МГБ на Дальнем Севере, с центром в Магадане. Вот к предстоящему 85-летию «территориального органа» и открыли новый памятник в столице Колымского края.
В 1949 году МГБ СССР арестовало 80 277 человек. За «антисоветскую деятельность» – 77 550, за «другие преступления» – 2727.
«Следственный отдел созданного управления МГБ на Дальнем Севере с 1 августа 1949 года по 1 июля 1950 года арестовал 110 человек, обвиненных в работе на немецкие разведорганы и в измене Родине, – сообщает сайт Моя Родина – Магадан.
Памятник «Сотрудникам органов безопасности территории» установлен на территории Магаданского областного управления ФСБ. То есть – недоступен для населения города, области, для приезжих, туристов. И это вызывает недоуменный вопрос. Почему? То ли подальше от глаз людских, то ли, как говорится, «для служебного пользования».
Сергей Баймухаметов.
Читайте также
85 лет назад завершилось строительство канала Москва – Волга. Какой ценой?