85 лет назад завершилось строительство канала Москва – Волга. Какой ценой?

В середине июля 1937 года канал Москва – Волга был открыт для движения пассажирских и грузовых судов.

Фото с сайта музея Канал имени Москвы

До сих пор в общественное информационное пространство вбрасываются рассуждения по поводу ГУЛАГа – что, мол, «экономически проект себя в любом случае оправдал, а споры о его цене, выраженной в человеческих жизнях, видимо, не стихнут никогда».

85 лет назад закончилось строительство канала Москва – Волга. В середине июля он был открыт для движения пассажирских и грузовых судов. А самое главное – волжская вода пришла на московскую землю. Не будет преувеличением сказать, что канал дал жизнь Москве-реке. И – всему краю, преобразил его. Ведь уже к началу XX века воды в городе не хватало, летом по Москве-реке в иных местах можно было гулять вброд. А промышленные и бытовые стоки неминуемо бы просто-напросто уничтожили ее.

Канал Москва – Волга (в 1947 году переименованный в канал имени Москвы) протяженностью 128 километров построили за 4 года 8 месяцев. Да если бы только канал с его 11 шлюзами! Воздвигли еще 10 плотин, 8 водохранилищ, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 3 главные пристани (Большая Волга, Дмитровская, Северный речной порт), многочисленные пристани местных линий, проложили 700 километров железнодорожных путей, сотни километров автомобильных дорог и линий электропередач!

Фото с сайта istpamyat.ru

Грандиозная стройка! За 4 года и 8 месяцев! Откуда такие темпы, каким образом? Обычным – для тех времен и последующих десятилетий. Я называю это экономикой ГУЛАГа. Заводы, комбинаты, рудники, освоение месторождений, новые города – все они начинались с создания лагерей для заключенных в местах строительства. Так что можно сказать, что карта «великих строек социализма» – это карта ГУЛАГа.

Для строительства канала Москва – Волга организовали Дмитровский лагерь (Дмитлаг) – самый большой в системе ГУЛАГа. В январе 1935 года в нем насчитывалось 192 229 человек. Сколько заключенных «прошло» через него за 5 лет – неизвестно, многие документы уничтожены.

Москва - Волга
Управление Дмитлага в Борисоглебском монастыре. Фото с сайта mori09.ru

Из воспоминаний заключенного Дмитлага инженера Александра Крохина:

«Техники первое время практически не было, огромная масса заключенных была занята на земляных работах, которые велись вручную – лопатами и тачкой… Из-за грунтовых вод людям приходится работать по колено в раскисшей грязи. Немногие выдерживали этот каторжный труд. Умерших хоронили без гробов, в общих ямах. Так что канал Москва – Волга, как и Беломорканал, построен на костях. Лишь спустя два года на строительстве появились первые ковшовые экскаваторы Ковровского завода, который тоже входил в систему ГУЛАГа».

О том же пишет в воспоминаниях вольнонаемный инженер Алексей Комаровский, попавший на строительство канала после трех лет заключения в Сиблаге.

«Все земляные работы на канале велись вручную. Грунт на котловане отвозили грабарки, да и тачки были еще в ходу. С Яхромских холмов трасса канала напоминала огромный, вытянувшийся на необозримые просторы живой муравейник. Ночью этот муравейник освещался огнями множества прожекторов. И так от Волги до Москвы… Недостатка в живой силе не было. ГУЛАГ поставлял ее бесперебойно и в неограниченном количестве. Без преувеличения можно сказать, что Канал имени Москвы покоится на костях заключенных».

Москва - Волга
В русле Канала. Фото с сайта localfeed.ru

Почти век прошел. Всё известно. Но, как ни странно, в новой России активны силы, которые так или иначе оправдывают и даже превозносят те «методы работы». Причем не в личных блогах, в соцсетях, а в солидных изданиях. Например, конкретно – о Дмитлаге:

«Дмитлаг в наивысшей степени стал осуществлением на практике советского принципа так называемой перековки заключенных для будущей нормальной человеческой жизни… Сегодня принято всё, что сделано в советский период, мазать черной краской. Хочется верить, что для России наступят лучшие времена, и память о героическом труде предков на великих национальных стройках XX века заставит будущие поколения русских людей стать достойными тех великих свершений».

192 тысячи заключенных с кирками, лопатами и тачками, загнанных за колючую проволоку – «героический труд предков»? Особенно когда слабосильным, неприспособленным к физическому труду зэкам за невыполнение рабочей нормы дневную пайку хлеба урезали до 300 граммов.

Сделаем поправку на то, что это опубликовано в газете коммунистов, которые почему-то словно забыли, кстати, не отмененные решения XX и XXII съездов своей же, коммунистической партии, и теперь воспевают Сталина и репрессии сталинских времен. Если употребить их терминологию, то – «ревизуют решения партии». За что в воспеваемые ими времена грозил расстрел.

Но вот статья в уважаемом, популярном некогда еженедельнике, посвященная 80-летию открытия водного пути:

«Под Москвой многое было иначе, и пересуды о том, что канал построен на костях заключённых, – это миф, чистейший вымысел… Экономически проект себя в любом случае оправдал. А споры о его цене, выраженной в человеческих жизнях, видимо, не стихнут никогда».

Даже и не верится…

Любая стройка ГУЛАГа «экономически себя оправдала». Потому что труд бесплатный, рабский.

И где, интересно, проходит «арифметическая граница» граница «цены» стройки, «выраженной в человеческих жизнях»?

По справке Санитарного отдела ГУЛАГа за 1933 год, то есть на 1 января 1934 года, средний уровень смертности в лагерях ГУЛАГа составил 15,7% с колебаниями от 10% в Белбалтлаге до 34,6% в Вишлаге и 27% в Сазлаге. Выше среднего уровня смертность лагерных заключенных была в Карлаге (18,7%), Соловецком (18,1%), Дмитровлаге (17,2%), Сиблаге (16,1%) Свирлаге (15,8%).

По состоянию на 1 января 1934 года численность заключённых Дмитлага составляла 86 534 человека.

Значит, в 1933 году в Дмитлаге умерло 14 883 человека.

Это за один год «много» или «мало»? По какой «шкале»?

За 1934 год количество заключенных Дмитлага выросло более чем в два раза и на 1 января 1935 года составляло уже 192 229 человек.

Еще в 1930 году вышел специальный приказ № 361/164 «О разгрузке ИТЛ ОГПУ от стариков, совершенных инвалидов и тяжело больных». То есть стариков и инвалидов, не годных к работе, там не держали. Значит, справка Санитарного отдела ГУЛАГа говорит о смертности мужчин трудоспособного возраста: от голода, болезней, истощения организма, от непосильного труда. Расстрелы – не считаются. Они входили в графу «другая убыль». Свидетельствует шофер Дмитлаговской автобазы А. Воронков:

«На казнь возили каждую ночь. Расстреливали в лесу и на северной окраине Дмитрова. У них это называлось «повезти на шлёпку» (Дмитрий Клейн. Из архивного цикла «Цена бесплатной пайки». 2013).

Авторы упомянутых мною статей пишут о «перековке» в полном соответствии с идейно-пропагандистскими установками сталинских времен. Под «перековкой» подразумевается, что «сажали» уголовников, «контрреволюционеров», «врагов народа».

О миллионах, отправленных в лагеря бессудно, по решениям «троек», по ложным доносам, по произволу НКВД, для обеспечения «строек социализма» рабсилой, сказано уже достаточно. Но приведу один пример – Чрезвычайное постановление ЦИК и Совнаркома СССР от 7 августа 1932 года «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности».

В народе его называли «закон о трех колосках».

Даже публицист Игорь Пыхалов, известный защитник сталинизма, опровергатель «антисталинских мифов», утверждая, что задача закона была не в репрессиях, а в борьбе с расхитителями, тем не менее (видимо, опрометчиво) приводит такие факты:

«К 1 января 1933 г. (за неполных 5 месяцев – С. Б.) общие суды в РСФСР вынесли 2686 смертных приговоров… Однако Верховный суд РСФСР пересмотрел почти половину этих приговоров. Ещё больше оправданий вынес Президиум ЦИК. По данным наркома юстиции РСФСР Н. В. Крыленко, на 1 января 1933 г. общее количество людей, казнённых по закону от 7 августа на территории РСФСР, не превысило тысячи человек. Кто же попадал под карающую длань Закона от 7 августа?»

Далее Пыхалов цитирует Генерального прокурора СССР Андрея Вышинского:

«Три крестьянина <…> взяли на целые сутки колхозную лодку и уехали на рыбную ловлю. И за это самовольное пользование колхозной лодкой применили декрет 7 августа, присудили к очень серьёзной мере наказания. Или другой случай, когда по декрету 7 августа была осуждена целая семья за то, что занималась ужением рыбы из реки, протекавшей мимо колхоза. Или третий случай, когда один парень был осуждён по декрету 7 августа за то, что он ночью, как говорится в приговоре, баловался в овине с девушками и причинил этим беспокойство колхозному поросёнку. Мудрый судья знал, конечно, что колхозный поросёнок является частью колхозной собственности, а колхозная собственность священна и неприкосновенна. Следовательно, рассудил этот мудрец, нужно применить декрет 7 августа и осудить «за беспокойство» (колхозного поросёнка – С. Б.) к 10 годам лишения свободы».

Суда над сталинизмом не было. Лишь решения правящей в стране коммунистической партии, от которых она фактически отказалась. Новая, демократическая власть, на процесс так и не осмелилась. Апология, оправдание сталинизма нашими законами не запрещено. Дискуссии проходят в рамках свободы слова в демократическом государстве, где высшей ценностью является человек, его права и свободы. Как и провозглашено в нашей Конституции.

А сталинизм, тоталитаризм в целом – это полное, абсолютное отрицание ценности каждой отдельной человеческой жизни и судьбы.

Сергей Баймухаметов.

2 Comments
  1. Никто не спорит, что канал Москва-Волга необходим. Но цена его строительства оказалась слишком высока. Уверен, таких жертв можно было бы избежать. Вероятно, канал построили бы не так быстро. Сколько жизней можно было бы сберечь.

  2. Конечно, страшно все это! А оправдывать экономическую целесообразность гулаговских проектов, значит оправдывать и гитлеровские газовые камеры с использованием человеческих волос, зубов, костей и т.д. Тоже ведь на нужды экономики использовали. Давно уже пора пересмотреть нашу историю,и принять закон – единый. Как с голубыми меньшинствами – за мы или против?

Добавить комментарий