Международный день левши отмечается ежегодно 13 августа, чтобы привлечь внимание к их проблемам. Большинство людей (более 90%) предпочитают использовать в основном правую руку, поэтому наша цивилизация – обычаи, инструменты, письменность и так далее – приспособлена под правшей. Приспособленность левшей в среднем, ниже, чем правшей, и разница в длительности их жизни может составлять до 7 лет. А еще левши оставляют меньше потомков. По статистике, левши чаще гибнут в авариях на производстве, левши-водители и пилоты чаще попадают в катастрофы. Леворукие спортсмены отличаются бóльшим травматизмом.
Во многих культурах левшество ассоциируется с чем-то плохим; в разных языках «левый» означает: неуклюжий (фр.), лживый (ит.), хитрый (исп.), невезучий (арм.), незаконный (русск.). Ключевого помощника руководитель называет своей «правой рукой». В Исламе при совершении «чистых» дел (еда, питьё, одевание) предпочтение отдается правой руке (стороне), а при совершении «грязных» дел (подмывание, мочеиспускание, раздевание) – левой.
Право- или леворукость – это проявление латеральной (право-левой) асимметрии. Асимметрия наблюдается и по другим парным органам, сторонам тела, а также по полушариям мозга, просто руки более заметны. Причем у разных органов может наблюдаться доминирование отдельных функций. Так, человек может лучше видеть правым глазом, слышать левым ухом, писать правой рукой, кидать предметы левой, а точнее бить по мячу правой ногой. Это значит, что элементарной единицей асимметрии являются отдельные функции, а не органы, как обычно считается.
Как и среди людей, в животном мире тоже есть правши и левши. Например, белые медведи – поголовно левши. Среди шимпанзе левшей – две трети. У мышей правшей 44%, левшей – 28%, а остальные одинаково хорошо владеют обеими лапами. Кошки в большинстве случаев – правши. Наблюдается также и асимметрия других органов. Так, у птиц, дельфинов и утконоса функционирует только левый яичник. У кашалота дышит только левая ноздря, а правая закрылась, и превратилась в пазуху для сжатия воздуха при нырянии (Рис. 1).
Существует много непонятных фактов. Например, связь леворукости с возрастом (падает), полом (больше у мужского пола), половой ориентацией (больше среди гомосексуалов), математическими и другими способностями (больше как среди гениев и выдающихся людей (Рис. 2), так и, одновременно, среди слабоумных и лиц, неспособных научиться читать и писать), а также с функциональной и морфологической асимметрией мозга (более симметричный мозг).
Было предложено много теорий, которые объясняют рукость особенностями только человека – трудовой деятельностью, речью, родовой травмой, либо обсуждают механизмы явления (генетические, гормональные) и поэтому не могут объяснить явление в целом, и не могут ничего предсказывать. Понятно, что проблема леворукости – только часть более общей проблемы асимметрии и тесно связана с эволюцией живых существ. В 1944 году её попытался решить Российский ученый В. Н. Беклемишев. В живой природе хорошо известны три типа симметрии: шаровая (симметрия по всем трем осям – ссс), радиальная (асс) и билатеральная (аас). Уровень симметрии в этом ряду закономерно падает, а сложность организации — растет. По Беклемишеву, эволюция асимметрии заканчивалась на билатеральных организмах, а полностью асимметричную (а фактически – бесформенную) амебу он поместил в начале ряда (Рис. 3).
В 1993 году советский биолог-теоретик В. А. Геодакян разработал теорию асимметризации организмов, мозга и парных органов, которая объяснила также проблему рукости. Теория подробно изложена в монографии «Homo asymmetricus?» (2014 г.).
Известно, что форма организмов связана со средой их обитания. Организмы шаровой симметрии, плавающие в толще воды, в результате взаимодействия с гравитационным полем становились тяжелее воды и опускались на дно, как, например, морские звезды. Другие, наоборот, становясь легче, всплывали к поверхности (медузы). Так возникла радиальная асимметрия по оси «низ–верх».
Асимметризация по второй оси (зад–перед) – происходила в пространственном поле, когда понадобилось быстрое, целенаправленное движение (спастись от хищника, догнать жертву). В результате в передней части тела оказались главные рецепторы и мозг. Адаптивность асимметризаций по этим осям понятна. А что дает право-левая (триаксиальная) асимметрия не понятно, и её долгое время не замечали или пренебрегали, а симметричность лица и тела считали нормой и идеалом красоты. В крайних формах асимметрия воспринимается как уродство и будет доставлять массу проблем. Скажем человек с асимметричным телом, не сможет держать равновесие или двигаться прямо.
Для решения этой проблемы билатерально симметричные организмы используют отрицательные обратные связи. Каждое полушарие мозга получает информацию, в основном, от противоположной половины тела, и управляет этой половиной. При этом энергетические связи (кровеносные сосуды) не перекрещены. Тогда, например, интенсивная нагрузка на правую сторону тела, повышая её кровоснабжение, улучшает питание правого полушария, которое управляет левой стороной. Если допустить, что с улучшением кровоснабжения может улучшиться управление, то образуется отрицательная обратная связь, обеспечивающая симметричность (соразмерность) тела.
Тем не менее, латеральная асимметрия существует и наиболее ярко проявляется в асимметрии мозга, как морфологической, так и функциональной. По мнению В. Геодакяна, латерально асимметричные организмы являются самыми прогрессивными, а асимметрия полушарий мозга и частей тела связана с тем, что они эволюционируют не одновременно.
С появлением асимметрии, возникает и доминантность органа, которую теория трактует как эволюционную продвинутость. То есть доминантное полушарие – это то, которое уже имеет новую информацию (управляющие центры) о новых функциях, а доминантная рука уже владеет ими.
У подавляющего большинства людей, независимо от рукости, доминирует левое полушарие (лП) (например, там находится центр речи свыше 95% правшей и около 80% левшей). Правополушарное (пП) доминирование встречается примерно у 1% людей и примерно столько же имеют симметричные полушария.
Геодакян первым обратил внимание на то, что невозможно решить проблему асимметрии рук (как управляемых) в отрыве от асимметрии управляющих ими полушарий мозга. Он также предложил рассматривать доминантность рук не по отношению к сторонам тела (лево-праворукость), а по отношению к доминантному полушарию, по аналогии с изомерией молекул.
Доминирующее полушарие и рука могут находиться на разных сторонах тела (в транс позиции) или на той же стороне (в цис позиции), то есть существует 4 разных фенотипа. Наличие четырех типов рукости позволяет объяснить существование двух типов положения руки при письме у правшей и левшей – не инвертированного и инвертированного. Как и следовало ожидать, их четыре (Рис. 4):
- Самая многочисленная (~90%) и устойчивая форма—это левополушарные транс-особи лП – пР (правши). Пишут правой рукой, ручкой, направленной от себя.
- Левополушарные цис-особи (~9%) лП – лР (левши). Они пишут левой, инвертированной (согнутой в виде крючка над строкой) рукой, ручкой, направленной на себя.
- В 10 раз меньше (~1%) – правополушарные транс-особи пП – лР. Они тоже входят в группу левшей, так как у них доминирует левая рука. Пишут левой, не инвертированной, рукой, ручка направлена от себя.
- И, наконец, ещё в 10 раз меньше (~0,1%), – правополушарные цис-особи пП – пР. Доминирует правая рука и они входят в группу правшей. Они пишут правой инвертированной рукой, ручкой, направленной на себя.
Две группы с право-полушарным доминированием встречаются редко (составляют около 1% популяции). Поэтому большинство правшей будут иметь транс-конфигурацию. Однако среди левшей цис-конфигурация будет у 90%, а остальные 10% будут иметь транс-конфигурацию. Эта группа будет отличаться от остальной массы левшей и будет ближе к правшам (транс-). Становится понятно, почему многие ученые отмечали, что в отличие от праворуких, представляющих собой гомогенное множество, леворукие неоднородны.
У большинства людей левое полушарие опережает правое и первым получает новую информацию. А так как полушария мозга управляют противоположными сторонами тела, то правая сторона должна опережать левую.
Эволюционно новые для человека функции – речь, письмо, счет – возникают в левом полушарии и только потом переходят в правое. Например, сосательный рефлекс является недавним приобретением (млекопитание – одно из поздних завоеваний эволюции), и за него должно отвечать, соответственно, левое полушарие и правая рука. И действительно, 92% детей сосут в утробе матери правый палец.
А вот хватательный рефлекс, наоборот, один из самых эволюционно древних, и согласно теории должен находиться в правом полушарии и быть сильнее развит у левой руки. Поэтому новорожденные лучше хватают и удерживают предметы левой рукой, несмотря на то, что большинство из них правши.
Тесная связь полушарий с управляемыми органами, и в особенности с руками, заставляет более внимательно отнестись к переучиванию левшей, так как нарушается уже сформированное отношение доминантных полушария и руки. Известно, что переучивание левшей в ряде случаев приводит к серьезным невротическим расстройствам: тикам, заиканиям, недержанию мочи, дислексии и эпилепсии. Так что если ваш ребенок левша, подумайте, нужны ли вам такие проблемы лишь для того, чтобы он с видимой точки зрения стал «как все».
Сергей Геодакян, к.м.н., выпускник МБФ (врач-биофизик) РНИМУ им. Н. И. Пирогова.
Другие статьи автора
Слово в защиту мужчин – в День защитника Отечества
Почему люди не могут понять друг друга и можно ли это исправить
Не знала о существовании подобного праздника. И о проблемах левшей читаю первый раз. Несчастные люди.
Во времена моего детства левшей насильно переучивали и хорошо, что сейчас отказались от этого. Моя дочь левша, хотя все в нашей семье праворукие, и в школе к этому уже относились спокойно. Она пыталась самостоятельно научиться писать правой рукой, но получалось ужасно, в отличие от левой.