Бороться с попытками дескридитации педагогов, вырабатывать превентивные меры противодействия идеологии религиозно-политического терроризма и экстремизма в образовательной среде, создать банк проектов по обеспечению безопасности детей и подростков в сети Интернет, поддерживать Российское движение школьников – такие задачи ставит перед собой на ближайшие год Всероссийское педагогическое собрание.
В рамках Московского международного салона образования в столице прошел юбилейный, десятый съезд ВПС, на который приехали представители 56 регионов страны. Делегаты съезда очень подробно обсудили вопросы информационной безопасности в школах, защиты подрастающего поколения противоправного контента в сети, модели участия в этой работе учителей, родителей и самих школьников.

– Зачастую современные дети учатся основам работы с компьютером раньше, чем чтению и письму, – сказала председатель ВПС Валентина Иванова. – Социальные сети становятся для них основным местом общения, а поисковые системы – главным источником знаний. Но размещаемая информация все чаще используется для оказания влияния на психику ребенка: побуждению к опасному для жизни, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, вовлечению в действия развратного характера, азартные игры, криминальную деятельность и работу экстремистских организаций. Поэтому главная задача современного общества – обеспечение безопасности детей. А особая роль здесь принадлежит воспитательной и образовательной работе семьи и школы.
По мнению педагогов, сегодня информационные технологии развиваются столь быстро, что взрослые порой оказываются неспособны оперативно реагировать на этот процесс. Путь запрета детям к доступу информации и фильтрация контента в Сети не решат все проблемы. Запретный плод сладок, любое ограничение может дать пользователям толчок к поиску способов обхода этих запретов. Именно поэтому родители и учителя должны быть включены не только в процессы воспитания детей, но и во все аспекты их жизни.

– Информационная среда – это не только Интернет. Это совокупность всех социокультурных установок, которые влияют на сознание детей и взрослых, – сказал заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Игорь Павлов. – Поэтому необходимо тщательно изучать основные тренды этого влияния. Все виды деятельности людей также связаны с информационной средой: они раз в три-пять лет меняются вместе с этой средой. К какому профессиональному будущему мы готовим детей? Это мы должны понимать, и в зависимости от нашего понимания строить образовательный процесс. Если учитель в недавнем прошлом был главным проводником образования и воспитания, то сейчас он вынужден конкурировать с огромным количеством информационного потока, который ежедневно окружает ребенка. Проблема безопасности детей от негативного контента в Интернете – это проблема нового типа их воспитания, а именно, формирования устойчивой ценностной структуры. Не стоит забывать, что неумелая профилактика равна пропаганде. Поэтому так важно разрабатывать качественно новые воспитательные технологии. Они в XXI-м веке станут сильным оружием.
Опыт московских школ в разработке таких технологий крайне успешен. Именно поэтому, как отметила Валентина Иванова, в столичном департаменте образования была высказана инициатива, чтобы каждая московская школа сформировала партнерские отношения с сельскими школами. Особенно это касается опыта создания кластеров непрерывного образования от детского сада до вуза.
Мона Платонова









