Министр строительства Ирек Файзуллин объявил о будущем возведении в России девятиэтажных деревянных домов.
Слово «небоскребы» в заголовке субъективно и в то же время объективно. Ведь у граждан разных поколений свое восприятие и свои воспоминания. Так, я помню, каким событием в начале 1970-х годов в моем родном провинциальном городе стало строительство двух девятиэтажных башен. Их в разговорах называли даже высотками.
Те две башни долго еще высились над нашим городом в гордом одиночестве. И мы, приезжая в Москву, говорили столичным знакомым: «Что-то у вас девятиэтажки какие-то низенькие».
А теперь их будут воздвигать из бруса?
Поэтому, наверно, заявление министра строительства привлекло внимание:
«Потенциал у деревянного строительства огромный. Для реализации первых четырехэтажных домов были проанализированы: техническая сторона, то есть, несущая способность объекта, сторона пожарной безопасности и санитарной… Сегодня у нас в экспертизе уже находится документация на девятиэтажные объекты, которые возможно будет строить в дальнейшем». (http://council.gov.ru/events/news/143236/)
Да, в январе два первых деревянных четырехэтажных дома приняли жильцов в районном городе Сокол Вологодской области. Тем самым, наверно, определена зона их строительства – малые города. Потому что в мегаполисах, тем более в Москве и Петербурге, земля безумно дорогая, и никто не будет «тратить» ее на девятиэтажки. Да еще деревянные.
В целом мнения специалистов разделяются. Официальная сторона делает акцент на том, что это экологически чистое жилье, к тому же дешевое в производстве, не забывая, разумеется, сослаться на заграницу. Другие возражают. Парадокс еще и в том, что среди критиков – Александр Дубовенко, основатель компании Good Wood, которая специализируется как раз на строительстве и продаже домов из клееного бруса. Он возвел первое в России четырехэтажное деревянное офисное здание. Но девятиэтажки…
«Я был в таких домах в Европе. И там вряд ли их можно назвать экономически привлекательными, люди боятся покупать квартиры в этих зданиях, поэтому в основном их пока берут в аренду. В результате коммерческая эффективность данной недвижимости низкая. В каждом городе – в Лондоне, Милане – есть примерно одна на весь город многоэтажка из дерева, и такой объект больше используется как туристический. В России девятиэтажки могут появиться завтра. Тут вопрос опять же упирается в коммерческую эффективность… И в итоге кому ты потом продашь эти квартиры?»
Не все однозначно с дешевизной в производстве. Считается, что уж чего-чего, а лесов в России – не избыть! Должно быть дешево…
«Но главным ограничителем служит высокая стоимость, – считает Андрей Баннов, ведущий специалист крупной российской компании «Технониколь». – Если куб бетона с учетом арматуры обойдется примерно в 15 тысяч рублей, то куб клееного бруса сегодня стоит более 40 тысяч. При такой разнице в цене выбор технологии очевиден. Во время строительства придется предусмотреть важные противопожарные меры: бетонные лестничные площадки, внешнюю и внутреннюю отделку из негорючих материалов».
Посмотрим на сайты производителей. Так, в Тамбове кубометр бетона, без учета арматуры, причем с доставкой, продается по цене от 4450 до 7500 рублей, в зависимости от марки цемента. (https://beton68.turbo.site) А кубометр клееного бруса в том же Тамбове – до 65 тысяч рублей. (tambov.bruskupit.ru)
Да, при больших масштабах, при поточном производстве деревянных панелей себестоимость снизится. Но намного ли и когда это будет. Выгодно ли это частным компаниям? Разве что при поддержке государства.
К тому же 40 – 65 тысяч за кубометр клееного бруса – цена исходного материала. Далее из него изготавливают многослойные клееные деревянные стеновые панели по известной на Западе технологии CLT. Критики считают, что какая бы ни была технология, а дерево есть дерево – влажность, пожароопасность, слабая сопротивляемость.
С изготовлением железобетонных стеновых панелей все давно очевидно, отработано за многие десятилетия. А производство деревянных клееных панелей требует освоения новых, более высоких технологий, скрупулезного их соблюдения. Какой там регламент? Кто за ним будет следить?
Вопросы актуальны ввиду того, что в этой сфере вот уже 20 лет происходит непонятно что, мягко говоря. Строительные нормы и правила (СНиП) отменили в 2002 году. Я не раз писал, что отменить СНиП – все равно что отменить Уголовный кодекс. Результаты видны всем – многоэтажные дома строятся окна в окна, и разговоры старых инженеров и архитекторов об инсоляции, об отсутствии солнечного света воспринимаются уже как реликтовая наивность.
Взамен начали вводить какие-то текущие регламенты. Потом все же приняли Постановление правительства от 28.05.2021 № 815 об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил.
Потом приняли новое «Постановление Правительства РФ от 20 мая 2022 г. № 914 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 г. N 815».
В профессиональных кругах его называют постановлением «об отмене тысячи СНиПов».
Это не метафора и не гипербола, в смысле преувеличения. Наоборот – преуменьшение.
Перед этим глава Минстроя Ирек Файзуллин так и сказал:
«Первое постановление мы скорректировали в прошлом году – до 3 тысяч норм было переведено в область добровольных. Сейчас на стадии подписания постановление правительства, где еще 3802 нормы становятся добровольными».
Вместе получается 6802.
При этом заверил, что отказ от норм не скажется на безопасности возводимого жилья.
Но что значит – «добровольными». Захочу – вместо двутавровой балки Швеллера поставлю однотавровую? А потом передумаю и поставлю все же двутавровую, но исключительно добровольно?
Конечно, многие СНиПы, некоторые из них были приняты чуть ли не в 1930-е годы, устарели. Необходима модернизация. Но фактическая отмена 6800 норм и правил – не чересчур ли.
«На мой взгляд, в строительной сфере сейчас творится беспредел, – без обиняков высказался вице-президент Союза московских архитекторов Михаил Хазанов. – Заинтересованных людей подпускать к регламентам нельзя, так как они все нормы развернут в свою пользу и в минус всем остальным людям. На время отмены нормативов особому риску подвергнутся вопросы безопасности».
А пока будем ждать девятиэтажные деревянные дома.
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.
На снимке: первые деревянные четырехэтажные дома в городе Сокол Вологодской области.
Читал статью, и глаза вылезали на лоб! Какие ещё деревянные 9-этажные дома? Не способны уследить за кирпично-бетонными многоквартирниками. Рушатся стены в каждом третьем доме. Как эта конструкция будет удерживать сама себя? Другой вопрос: сколько это всё продержится? Год? Быть может, пол года? Издевательство какое-то ей-богу.