Беспрецедентный отчет правительства о работе в прошлом году случился в Думе в четверг, 23 марта.

Председатель думского комитета по бюджету Андрей Макаров оценил достижения правительства в превосходных выражениях и сказал, что это не бравурный отчет о достижениях. На самом деле нет никаких шапкозакидательских настроений. Депутат Макаров славится талантом так подать истину, чтоб не отвечать за нее.
«Считаю, что самым важным для нас сохранить соревновательную практику наших ребят, сделать для этого все возможные элементы, как внутри страны, так и организовать соответствующие соревнования вместе с дружественными странами» – так Мишустин отвечал на любые вопросы про спортсменов, инженеров или зарплату в науке.
Слова председателя правительства возвращают элементы советской риторики: «Я уже сегодня сказал, что у нас различные меры поддержки действуют, главные из них – это НИОКРы, то есть возможности субсидий по современным технологиям научно-исследовательских, конструкторских работ и скидки для тех покупателей станкоинструментальной промышленности, которая произведена в России, чтобы, ну, начать процесс, так сказать, более активной продажи, стимулировать спрос на них. Ну, сразу не будет идеальных станков и хороших инструментов.
Поэтому в этом смысле у нас также ведется работа по перезапуску федеральной программы развития производств средств производства, что тоже очень важно, начали с этим работать. И цель – достижение технологической независимости станкоинструментальной отрасли».
Мишустин напрямую обратился к депутатам: «Здесь я абсолютно доверяю вам, уважаемые коллеги, здесь вы поддержите, как это сделать. Но хочу, чтобы вы знали, что мы создали новую систему государственного управления».
Не знаю точно, кажется, Минцифры и Минфина на отчете не было. На нет и суда нет.
Председатель Думы Вячеслав Володин под стенограмму вырвал из Мишустина согласие на запрет вейпов и последних проявлений ювенальной юстиции, когда сирот не отдают родственникам.
Есть всеобщая установка разрушать семью.
Когда в прошлом поднимались вопросы типа вейпов или снюсов, энергетиков, веселящего газа, лучшие депутаты Госдумы из числа единороссов заводили тему в бесконечность разговорами о правах предпринимателей на доходы. Детский геноцид превращался в бизнес. Володин твердо изрек, когда речь идет о здоровье детей, разговор о прибыли неуместен.
Мишустин не смог испортить свой праздник и согласился.
Воспользовалась ситуацией и независимый депутат Оксана Дмитриева. Она сумела выбить публичное согласие по надбавкам за ученую степень.
Оксана Дмитриева много раз поднимала в Думе вопрос доплаты за степень. Депутат удовлетворена ответом председателя правительства на свой вопрос, впервые получено согласие вернуть доплаты за ученые степени. Дмитриева насчитала, что кандидат наук должен получать сто тысяч, доктор – двести.
Мишустин назвал зарплату в науке 120 тысяч рублей и, кажется, сам удивился своим словам. Возможно, это какая-то расчетная величина вместе с высокими грантами и доплатами. Базовый оклад мизерный. На зарплату МНС в МГУ жить невозможно даже одному, а с детьми и вовсе проблематично. Слабый министр по науке и образованию и никакой председатель профильного комитета в Думе – это отражение зависимого курса руководства страны в науке.
Для Мишустина вопросы развития науки в России решаются в бухгалтерии посредством жилищных сертификатов для молодых ученых. Аналогично решение демографического вопроса сводится к выплатам на детей, социальному казначейству и единому пособию. Подобные меры годятся только для отчета. В реальной жизни получить льготы на детей бывает сложно. Системных решений нет.
Категорически не решаются вопросы системно заниженной зарплаты, задранных цен и тарифов.
Мишустин гордится субсидированием цен на билеты воздушного транспорта. Фактически бюджетные субсидии накладывают заплатки на финансовые дыры. Привязка кадастра к исчислению налогов действует подобно спотовому ценообразованию нефти, стимулируя произвол.
Сергей Миронов среди прочего отметил: «Ну и отдельный вопрос, это, конечно, перенастройка всей нашей налоговой системы».
Михаил Мишустин декларирует обратное: «Но что очень важно – государство должно выполнять свои обязательства. Неизменность налогового режима, тех обязательств, которые оно на себя берет, очень важны».
Залезть в мысли председателя правительства невозможно, но мне легко догадаться, речь идет о консервации перекосов налоговой системы в пользу сырьевого экспорта против развития переработки и производства.
Один только неуправляемый рост тарифов ЖКХ в 2023 году прямо говорит о неспособности исполнительной власти управлять страной. Депутаты отслеживают скачки тарифов в регионах и муниципалитетах, озвучивают факты и впадают в суеверный ужас. На отчете о тарифах ЖКХ не спрашивали.
Геннадий Зюганов насчитал шестьсот млрд долларов в общей сумме вывезенного и замороженного, и еще 81 трлн на счетах и в карманах олигархов. Сумасшедшие деньги значительно больше бюджета с дефицитом полтора триллиона.
Для Мишустина «Бюджет в этом смысле – это макроэкономическая стабильность. Вы прекрасно все это понимаете». Можно прекрасно понять, что это стабильность нищеты.
Контрольным стал вопрос о ЕГЭ. Лидер партии и фракции СРЗП Сергей Миронов убежден, что тесты ЕГЭ не отражают школьную программу.
А вот тезис депутата Миронова об обязательности репетиторов неправда. Натаскать недоросля на ЕГЭ без проблем могут родители и старшие братья-сестры, даже просто друзья. Но при одном страшном-престрашном условии – если дитятко ненаглядное их слушается. Если же папа с мамой жизнь провели в непримиримости, они не авторитет, и это уже совсем другая проблема. И она наглухо закрыта для дискуссии и решения.
Вопрос об альтернативе ЕГЭ сформулировала в процессе предварительного согласования с ответчиком страстная депутатка Яна Лантратова.
Ей было поручено говорить об альтернативе, но никак не отмене, о чем постоянно обсуждают в Думе КПРФ, СРЗП, ЛДПР. Из полноты чувств Лантратова прицепила к ЕГЭ детский летний оздоровительный отдых, облегчив задачу Мишустина.
Мишустин ответил: «Спасибо большое за ваш вопрос. Кстати, многие представители фракций при встречах с правительством задавали этот вопрос, мы обсуждали его очень активно.
Коллеги, отмена ЕГЭ требует очень серьезного обсуждения. Что на сегодняшний день уже есть? То, что ребята из дальних уголков (из сел, из деревень) именно при помощи ЕГЭ могут учиться, поступать в ведущие российские вузы, университеты. Это очень важно. Именно это то, что, скажем так, дает такой социальный лифт. И, конечно, надо все серьезно взвесить и оценить. Поэтому, если какие-то есть альтернативные предложения, нужно системно их рассматривать и предлагать. То, что касается, еще раз скажу, отмены ЕГЭ, это требует очень серьезного обсуждения.
И, конечно, нужно создать, скажем, новую систему образования с учетом самых лучших отечественных практик, мы об этом много говорим, и она должна и отвечать сейчас потребностям на рынке труда, запросам работодателей по новым специальностям. Мы сейчас это делаем, только по специалитету сейчас очень серьезно работаем для того, чтобы понять, интегрировать как эти специальности потом в будущее высшее образование, так и сделать необходимые, скажем так, программы для подготовки ребят.
Ну и то, что касается реабилитации военнослужащих и участников СВО. Я уже говорил в докладе, что мы по поручению президента создаем специализированный фонд. Это одна точка входа для того, чтобы для участника специальной военной операции, для членов его семьи обеспечить все ответы на вопросы, которые у людей есть, рассмотреть там все жизненные ситуации.
Вот здесь неравнодушие и профессионализм, который будет у сотрудников этого фонда, объединенный вместе с четкой работой муниципальных, региональных, федеральных властей, и, кстати, при присмотре депутатов Государственной Думы, я думаю, должно дать свои результаты.
То, что касается инфраструктуры, правительство уделяет сейчас очень большое внимание детскому отдыху, и, конечно, хочется сделать его еще более доступным.
По финансам. Ну, у нас в 2022 году в 38 где-то тысячах лагерях (я цифру помню) отдохнуло, ну, примерно около пяти миллионов ребят. Так, Анна Юрьевна? Пять миллионов где-то ребят отдохнули, это примерно плюс 11 процентов к 2021 году. Много это или мало? Ну, конечно, нужно сделать еще больше. То, что касается суммы, то примерно где-то около 60 миллиардов рублей мы выделили.
И на планы. В 2023 году в 15 субъектах Российской Федерации, соответственно, создать где-то 49 современных мест для отдыха, где где-то две с половиной тысячи ребят за смену должны отдыхать, ну, это в среднем. И сейчас, в данный момент, готовы рассмотреть также и другие предложения».
Конец цитаты.
Председатель Думы Вячеслав Володин был наготове: «Михаил Владимирович, вы правильно подчеркнули, что вопрос по ЕГЭ задавали практически все фракции. Мы когда вопросы через социальные сети, общественную приемную собирали к сегодняшнему отчету, подвели итог. Вот среди порядка 20 тысяч вопросов, которые поступили к отчету правительства, вопрос по ЕГЭ входит в пятерку наиболее часто задаваемых нашими избирателями вопросов. Нам эту тему надо обсуждать с профильным ведомством, профильный комитет должен этим заниматься и не только. Но совершенно очевидно, если есть запрос общества, надо отвечать на этот вопрос».
Все издержки демократии отразились в ЕГЭ, как в капле воды. Чтобы выучить КИМы, надо просто себя заставить. Такой подход кардинально противоречит царствующей идеологии постмодернизма. Детей надо развлекать, и в идеале в школе не должно быть ни программы, ни учителя. В России с этим проблемы, но и то, и другое есть. Мишустин не понимает, что за проблема у преподавателей с отчетностью, но он, по крайней мере, признал, что это проблема.
В вопросе ЕГЭ правительство откровенно волочится за международными правилами США. Но это редкий случай, когда невозможно не согласиться. Составить тесты КИМов все же проще, чем организовать массовые экзамены в советском варианте. Невозможно представить, какие личные пристрастия, симпатии-антипатии, отразятся на конкретном ученике у конкретного учителя. Я вспоминаю свои последние экзамены в 144-й школе на Новопесчаной с безразличным отторжением. Наш выдающийся математик, Григорий Павлович Гольдберг, благодаря которому мы побеждали на олимпиадах в МГУ, объяснил мой казус антисемитизмом. У добрейшего учителя математики в любых проблемах был универсальный ответ про всякую немецко-фашистскую сволочь. В вечерней школе ШРМ 101 директор Григорий Тович Браудэ освободил меня от выпускных экзаменов в связи с неизлечимой болезнью неспособности освоить историю партии.
Мы вот это хотим вернуть? Сейчас в школе нет ни Григория Товича, ни Григория Павловича. Пожалеть и взять разумное решение на себя некому, да это и невозможно в нынешней школьной обстановке.
Ценность ЕГЭ в обезличенности. Это то, к чему мы стремимся в государственных процедурах для разрыва коррупционных цепочек. Системная проблема ЕГЭ в том, что тесты может составлять небольшое количество преподавателей. Знания предмета для этого недостаточно, необходим особый талант выбора существенного. Возникает вопрос – как же преподаватели в основной массе принимают обычные экзамены? Возврат традиционного экзамена вместо тестов не решит проблему неадекватного наполнения информатики, истории, литературы, генетики и теории эволюции.
Депутаты транслируют протест части общества против ЕГЭ, навязывая свою как бы абсолютную истину большинству. С летним временем было точно так же. В результате на протесты наплевали, приняли разумное волевое решение и все успокоилось. С разгулом демократии сов против жаворонков было покончено.
В общем, если хочешь создать неизлечимую хроническую проблему, спроси гражданское общество. Для того оно и создается. Володин нашел формулировку для управления парламентской демократией и постоянно по любым возбуждающим вопросам призывает начинать с себя. Контролирует зал и называет отсутствующих председателей комитетов. Жаль, что правило Володина не распространилось на кабинет министров во время отчета правительства.
Что касается ЕГЭ, к нему страну готовили загодя. Министр образования Владимир Филиппов зачитал на пресс-конференции в давно несуществующем агентстве тестовый вопрос о копуляции инфузорий. Это такое очаровательное одноклеточное существо. Этот тест сочиняли креативные гении, таланты вредительства. Его прочитать невозможно, не то что ответить. Филиппов с прочтением справился и не более того.
Сергей Миронов, наконец, сказал в лицо председателю правительства то, с чего начал коммунист Николай Коломейцев: пенсионный возраст повышен по требованию МВФ. Коломейцев еще много чего наговорил про ВТО, как вступали в нее на основе гигантского объема непереведенных на русский документов. Мишустин отверг требование выйти из ВТО. Якобы условия этой организации Россия не выполняет, а если ее покинуть, может быть хуже – исполнять придется. По-моему, это явка с повинной.
Депрессивные системы налогообложения и ценообразования западного разлива, обилие вредителей в цепочках исполнения обесценивают победные реляции отчетов правительства. В правительстве об этом отлично знают и используют управляемую демократию для ухода от ответственности за неспособность убрать тормоза и запреты.
Повестка заседания Думы 23 марта впервые содержала один вопрос. Продолжалось заседание четыре часа 24 минуты, из которых больше трети, один час сорок минут, занял доклад Мишустина. В конце еще 26 минут его заключительное слово. Во времени его не ограничивали.
Мишустин заключительное слово начал с извинений.
«Прежде всего, хочу попросить извинения у депутатов, которые не успели задать свои вопросы. Их десять человек, мне сказали сейчас, дали список, вот господа: Харитонов, Кошелев, Аксаков, Плякин (правильно?), Барахоев, Калашников, Луговой, Ананских, Горячева и Исаев. Я вас приглашаю в правительство, где мы сможем поговорить, вы зададите свои вопросы, и я обещаю, что я на них отвечу».
Аплодисменты.
После окончания пленарного заседания Думы председатель комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко провел круглый стол по теме так называемого инициативного бюджетирования. Результат удивил депутата Диденко. Представители муниципалитетов высказались против вмешательства политических партий в дела местного самоуправления.
Второй удивительный момент в том, что из двух целей инициативного бюджетирования осталась одна – стимулирование интереса поселян к местным проектам. Выпала главная цель наполнения муниципальных бюджетов за счет граждан.
Инициативное бюджетирование – это не российское изобретение, а внедрение зарубежного опыта. Партисипативное бюджетирование (ПБ) – это тип гражданского поиска, при котором обычные люди решают, как распределить часть муниципального или государственного бюджета в процессе демократического обсуждения и принятия решений.
Партисипативное бюджетирование развивается в разных странах мира. Согласно Википедии, это вид осуществления прямой демократии, позволяющий жителям муниципальной территории принимать непосредственное участие в распределении части бюджета местного самоуправления. Распределение происходит через публичный процесс выдвижения, обсуждения и выбора проектов расходования средств муниципального бюджета и последующего контроля за исполнением выбранных для реализации проектов. Изобретение инициативного бюджетирования можно датировать 1989 годом, когда в бразильском городе Порту-Алегри был принят первый городской бюджет, составленный при массовом участии жителей города.
Россияне стараются иметь как можно меньше отношений с властью и избегают делать это через целевые сайты в интернете. В лучшем случае могут прийти на сход своими ногами. Гражданам от государства нужны только льготы. Даже управлять своими финансами они не хотят, тем более ходить на собрания жильцов или садоводов.
Сам Мишустин на отчете признал, что люди не хотят заполнять никаких деклараций и никаких бумаг, люди не хотят ходить по инстанциям и хотят минимизировать нормально свое налогообложение.
Выбить из России государственный патернализм и социальное иждивенчество не удалось. Исполнительная власть вынуждена идти навстречу гражданам в таких вопросах.
Лев МОСКОВКИН.
Фото Ольги Давыдовой









Почитал, понравилось про права детей. Надеюсь, что это не очередной популизм, а позиция власти, которая будет реализована.