Нейросеть-трансформер

Искусственный интеллект, нейросеть-трансформер, облачные вычисления, блокчейн. А началось все очень давно с кластера. Герман Греф был на другой должности и по неосторожности пришел отчитываться не в управляемый Совет Федерации, а в непричесанную Думу. А там тогда сидел депутат Дмитрий Рогозин, который не любил заумные англицизмы.

госдума, фото Ольги Давыдовой

Греф уверенно повествовал о своем видении прекрасного будущего, и для усиления эффекта употребил слово «кластер». Рогозин возьми да спроси – а что такое «кластер»? Греф не знал. Мне было обидно, я еще в прошлой жизни изучал монографию Дюрана и Одела «Кластерный анализ», применяя его в своих исследованиях по популяционной генетике.

С тех пор Греф Думу обходит стороной и отчитываться ходит в Совет Федерации. Слова применяет, которые никому непонятны, но означают нечто весьма простое. Грефу удалось оседлать волну моды на ИИ, заведя в специально для него принятый закон прилагательное «когнитивные». В любом случае очевидно, сила его Сбербанка в том, что этот банк как бы частный, но все знают, чуть что – государство все его вопросы решит.

На обсуждении закона про ИИ в Думе Грефа не было, за него отдувался зампред палаты Александр Жуков. Затем ИИ представляли вполне грамотные сотрудники Сбербанка на конференции журфака. От них многое стало понятно. ИИ – просто программа, ее задачи определяет программист. Еще одна технология двойного назначения.

Во вторник, 11 апреля, в Думе обсудили пример, откуда берется сказочная прибыль Сбербанка.

А в среду, аккурат на День космонавтики, Греф блистательно рассказывал на 543-м пленарном заседании СФ о семи составляющих космического роста феерического будущего. Председателя СФ Валентину Матвиенко Греф не слушался. Значительную часть отведенного ему времени использовал под красочные ролики с демонстрацией продуктов, сгенерированных созданной Сбербанком нейросети Kandinsky 2.1.

Продвинутый сенатор Алексей Пушков спросил об опасностях ИИ, и Греф в ответ с удовольствием нагнал страху. Удастся ли человеку сохранить контроль над ИИ? В чьих руках кнопка? ИИ невозможно отключить, он примет меры для сохранения своего питания.

По словам Грефа, у нейросетей-трансформеров есть эффект галлюцинации. Люди работают над тем, чтобы лишить нейросети галлюциногенного эффекта. ИИ будет создавать человека. Мошенники захотят использовать ИИ, это вполне возможный сценарий. Кибербезопасность должна идти впереди ИИ. Говорил ли Греф о себе или этого человека создал ИИ? Из юмористических реплик Матвиенко понятно, она догадалась, что происходит.

Председатель СФ жестко свернула бенефис главы Сбербанка и перешла к следующему вопросу повестки 543-го заседания. Это был правительственный час «О развитии промышленности и об обеспечении технологического суверенитета Российской Федерации».

Выступал и отвечал на вопросы зампред правительства – министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

В этот день я еще потратил много времени, чтобы найти в Сети объяснения слов из лексики Грефа. Параллельно по мере сил воевал с ИИ думского компьютера, который удивительно целенаправленно портит файлы в связи с их содержанием.

Чем отличается ИИ от человека, по замыслу Грефа должен знать каждый школьник. Что бы ни говорил этот человек, он ничего не объясняет.

Нейросеть – либо особого рода обучающийся вычислитель, либо просто метафора. Она означает мощную программу с облаком, надутым множеством элементов публичного информационного поля во всех пяти компьютерных форматах – числа, текст, звук, картинка, видео.

Продукты нейросетей похожи на сны тем, что в них содержится узнаваемое прошлое, и будущего не видно.

Феномен Грефа по итогам его триумфального выступления в верхней палате Федерального Собрания абсолютно четко уложился в фабулу фильма «Вратарь Галактики». Надо знать Грефа, какая в его ИИ на плечах идет борьба презентационного добра с прицепным злом, без которого невозможно сделать карьеру в глобальном мире.

Русские в нем дауншифтеры со всей своей культурой и наукой.

Ничего личного, просто для чистоты отношений. Мы сами виноваты перед собой. Все журналисты знают про пирамиду потребностей психолога Абрахама Маслоу, но никто не слышал о системе потребностей физиолога ВНД Павла Симонова. Система потребностей выстроена на основе нейросетей, которыми они генерируются. Потребности отчаянно борются за власть над человеком, их порождающим. Толкаются, становятся в очередь, снова толкаются и подличают, протискиваясь на первое место. Могут отодвинуть еду, сон, дыхание на второй план, и человек погибнет или сойдет с ума.

Человек стал единственным животным, у которого есть феномен идеала как некоего образа, к которому надо стремиться.

Идеалы Германа Грефа неоднородны, но они далеко не самые опасные по сравнению с нынешними установками англосаксов. Это просто часть их мира, адаптированная для русской ментальности. Что бы Греф ни говорил, собственной базы у него нет, и снижение зависимости от импорта микросхем весьма сомнительно. Вопрос об этом прозвучал, и ответ не удовлетворяет.

Идеалы Дениса Мантурова нам намного более понятны.

Зампред правительства – не фокусник и не волшебник. Он занят утомительной и суетливой работой, составленной из ролей машиниста и кочегара, еще надо выбегать и вручную переводить заржавевшую стрелку, чтоб паровоз истории не уехал в тупик.

В зависимости от изменений международной ситуации Мантуров повышает планку своих идеалов. Не так уж и давно он был ограничен установкой по процентной доле импорта в отечественных самолетах. Сегодня речь идет об отечественных двигателях и композитных материалах. В 2023 году установки отлетели и сменились прямым саботажем. Соответственно, Минпромторговли надо обеспечить как НИОКРы, так и воплощение их в производство, и затем поставить изделия на крыло.

В советском прошлом такие удачные сочетания редко воплощались в жизнь в полном объеме до результата. Изобретателей иногда расстреливали. Система породила уникальные достижения. Например, суда на подводных крыльях, атомные ледоколы или реактивные самолеты, которые непонятно как могут летать. Ведомство Мантурова соединило роли семидесяти министерств. Мантуров тоже не обошелся без спецэффектов, но он показывал не ролики, а устроил выразительный экспромт – сеанс видеосвязи с космонавтами Сергеем Прокопьевым, Дмитрием Петелиным и Андреем Федяевым. Они с орбиты приняли участие в заседании СФ, причем выступили на зависть сенаторам намного более уверенно.

Матвиенко была очарована и просто счастлива.

«Таких людей, как вы, единицы, и каждый для нас на вес золота. Именно благодаря вашему ежедневному подвигу на орбите, ваших многих коллег на Земле в центре управления полетами, многочисленных КБ и НИИ, нашей стране удается сохранять передовые позиции в космической отрасли, а следовательно, быть впереди планеты всей. Это наша судьба, потому что за Россией закреплено звание космического первопроходца», – сказала Валентина Матвиенко. Она пригласила космонавтов на работу в Совет Федерации, когда вернутся из орбитальной экспедиции.

Третий и совершенно иной формат идеала представила на 543-м заседании СФ зампред правительства Татьяна Голикова.

Она выступила в составе команды, представившей сенаторам итоговый доклад парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с созданием американскими специалистами биологических лабораторий на территории Украины. Правительственная комиссия под руководством Голиковой работала параллельно парламентской. Ее задача состояла в выстраивании эшелонированной обороны от биологических угроз независимо от их происхождения, искусственного или естественного. Без этой работы все остальное утратило бы смысл и стало попросту невозможным.

Мне, как генетику, слушать Голикову было приятно, и слова понятны – ПЦР, секвенирование. Интеллект вполне естественный.

По информации Голиковой, в 2022 году заболеваемость инфекционными заболеваниями в России снизилась по сравнению с 2021 годом на полтора процента. Созданные в России 45 референс-центров позволили перекрыть все виды биологических угроз. Минздрав дорабатывает вопросы создания и ведения государственной информационной системы по биологической безопасности.

Валентина Матвиенко по итогам обсуждения констатировала: «В ходе работы парламентской комиссии мы убедились, что наша страна полностью готова к отражению биологических угроз. Соответствующая работа осуществляется в нашей стране в полном объеме и на высоком профессиональном уровне».

Расследование деятельности биолабораторий США заставит смотреть на эту страну по-другому. «Американские власти делают все, чтобы скрыть результаты своей противоправной деятельности на Украине, пытаются пустить расследование по ложному следу. Сделать это не удается. Очевидным стало, что создание биолабораторий на Украине было организовано по заказу военного ведомства США. И решались там исключительно военные, а вовсе не мирные исследовательские медицинские задачи», – сказала Матвиенко.

Утвержденный обеими палатами Федерального Собрания итоговый доклад пока недоступен. В его грамотно выстроенном представлении отражены канонические принципы управления массовым сознанием, и это правильно. Нет эффективнее механизма консолидации, чем полноценное представление общей угрозы. И никакая чудодейственная вакцина, никакие крылья подводные или композитные не спасут без продуманной организации и маршрутизации.

По итогам расследования роли США в управлении здоровьем выявилось, что наиболее эффективная угроза не бациллы или вирусы, а разрушение санитарно-эпидемиологической службы и инфекционной медицины. В Советском Союзе эпизоотии грызунов с опасными для человека инфекциями охранялись на уровне секретных объектов. Русские зоологи и врачи-инфекционисты работали в Монголии более массировано, чем в Союзе.

Неудачно вышло с дискуссией по закону о реформе призыва, создании реестра военнообязанных и электронных повестках. Нарусова заявила, что закон готовился поспешно, а заложенные в нем ограничения допустимы при объявлении войны или военного положения. Ни того, ни другого нет. Замминистра обороны, генерал Николай Панков принялся опровергать. По его словам, беспринципно говорить о правах без ответственности.

Генерал прав, хотя имел в виду другое. Ответственности за призыв и права призывников как не было, так и не видно. Призыв, НВП и ОБЖ в школе, военные кафедры в вузах и многое другое из компетенции Минобороны было разрушено параллельно санитарно-эпидемиологической службе.

Спохватились поздно, признавать не хочется, и решили вопрос солдафонски. Валентина Матвиенко осталась недовольна тем, что нижние коллеги не объяснили закон народу и принялась разъяснять сама. Попала пальцем в небо, потому что накануне депутаты увидели поправки перед голосованием и очень возмущались. Все то же самое можно было сделать чуть иначе и серьезно оздоровить страну, ограничив в правах для целей армии раздолбаев и мошенников, треш-стримеров и зацеперов.

Примерно об этом говорил депутат Олег Нилов. Алгебраист и адвокат Игорь Ашманов с укором говорит, не осознали, что война действительно идет. Речь идет не о бомбах и снарядах, а о выстроенной системе воронок вовлечения.

Редкий замминистра – статс-секретарь способен честно и внятно представить законопроект в парламенте. Панков защищен от журналистов, но он по крайней мере научился не отвечать на вопросы депутатов. Греф отвечает так, что на глазах теряет благостную оболочку подобно герою сказки «Тайна третьей планеты» Кира Булычева. На мой взгляд, чемпион по неспособности к диалогу нынешний министр культуры Ольга Любимова.

Защищая министра, команда самых культурных депутатов Думы во главе с председателем профильного комитета Еленой Ямпольской внесла и вынесла на рассмотрение Думы законопроект «О внесении изменений в статью 401 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

В тот же день законопроект со спорами был принят в первом чтении. Он определяет содержание ежегодного государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации и формат его представления Думе. Согласно пояснениям Ямпольской и ее зама Шолохова, доклад представляется на расширенном заседании комитета. Если комитет решит, что в нем есть смысл, а не только цифры, может предложить Думе оторваться от более важных дел и послушать доклад.

Патетическая демагогия о невозможности поверить алгеброй гармонию оппонентов не убедила. Аналогичная история вышла с уполномоченным по правам ребенка. Астахова наряду с Мединским не хотели выпускать на думскую трибуну, а их преемницы сами избегали. В свете оценок Ашманова непонятно, что может быть важнее культуры, ведь война идет именно на этом фронте. С вкусами в комитете по культуре всегда были непонятки, а при Ямпольской сложилась самодостаточная тусовка, в которую сложно вклиниться даже такому человеку, как писатель Юрий Поляков, которого в стране знают больше всего комитета. И пусть депутаты – певцы и режиссеры – не обижаются. Ни пиар, ни публичная набожность не заменят систематического труда на основе таланта.

Картина дня была бы неполной без упоминания принятого в первом чтении правительственного законопроекта о поддержке развития технопарков в сфере высоких технологий.

Документ называется сложно: «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Получилось отрезвляющее дополнение к правительственному часу в СФ. Законопроект направлен на создание новых и развитие существующих технопарков в сфере высоких технологий. И суть законодательной идеи, и критику ее воплощения представила независимый депутат Оксана Дмитриева. Ее возмутило однобокое понимание высоких технологий.

Определение в статье 192 пункт 1, «Для научно-технической деятельности, инновационной деятельности и (или) деятельности в сфере информационных технологий».

«То есть вы даете определение видов деятельности, дальше ограничиваете сферу, и это у вас определение, что является технопарком в сфере высоких технологий. Если вы думали по-другому и собираетесь развивать не только сферу информационных технологий, а иные сферы, ну, тогда давайте, ну, во-первых, сами для себя решите, потому что вы должны знать, что вы конкретно будете развивать, только информационные технологии, либо какие-то еще иные высокие технологии, насколько я понимаю», – сказала Дмитриева.

Представил статс-секретаря – заместителя министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Человек специфический, иллюстрация к сказанному мною выше. К нему и обращалась Дмитриева.

«Вообще Минпромторг должен, наверное, разобраться в том, что высокие технологии – это не только информационные технологии. И совершенно правильно министерство информатики лоббирует свои отрасли, активно лоббирует по всем направлениям и правильно делает, ГТ, оно пробивает льготы, оно пробивает льготы налоговые, льготы по кадрам, по всему спектру. К сожалению, по другим сферам высоких технологий, по инновациям, по инженерным технологиям Минпромторг должен быть таким лоббистом, но он, к сожалению, таковым не является.

В итоге те сферы, которые еще более сложные, еще требуют более сложных технологий, более подготовленных, кадрового потенциала, по которому огромный дефицит, огромный дефицит – нет разработанной программы. И даже законопроект, который вносится по высоким технологиям, опять сужается к сфере информационных технологий, потому что весь этот законопроект и вся эта идея опять заимствованы из Минцифры, Министерства цифрового развития, что они совершенно правильно делали».

Конец цитаты.

Лев Московкин.

Фото Ольги Давыдовой

госдума, фото Ольги Давыдовой
One Comment
  1. Никакие законы не должны решаться поспешно, надо продумывать каждый от и до. А то приняли и начинают себя же оправдывать. Поездили бы по стране, посмотрели бы как люди живут. У людей не то что интернета, нет даже телефонов!

Добавить комментарий