Именно так в ходе пресс-конференции в НСН объяснила отмечаемое в этом году в РФ значительное увеличение количества разводов зампредседателя Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, директор АНО «Авторский центр «Мир Семьи» Ирина Киркора.

По данным Росстата, за январь-апрель 2023 года в РФ зарегистрировано 219 860 браков и 216 170 разводов. Количество разводов в 2022 году достигло 683 тысяч, и если тенденции, отмечаемые в первом квартале этого года, сохранятся, то вполне может быть, что и этот сомнительный рекорд будет побит…
«Такая статистика может свидетельствовать не о том, что институт брака у нас разрушается. Этот рост количества разводов стал отчасти результатом того, что Министерство труда и социальной защиты РФ активно поддерживает одиноких родителей, воспитывающих детей. И в связи с этим (особенно Северный Кавказ) показал всплеск статистики разводов для того, чтобы получить дополнительное финансирование в бюджет семьи: то есть фактически брачные отношения не расторгаются, а юридически происходит расторжение брака. Разводясь, семья просто пытается улучшить свое материальное положение», – пояснила Ирина Киркора.
Кроме столь необычного способа подзаработать, к распаду семей, по мнению Ирины Киркоры, ведет и отсутствие нормальной коммуникации:
«Это показал всплеск ковидных разводов. Он показал, что люди у нас разучились друг друга слышать, понимать и принимать партнеров такими, какие они есть. В период домашней самоизоляции, когда члены семьи вынуждены были находиться все время вместе, они зачастую делали неприятные для себя открытия».
Мнение Ирины Киркоры о негативном влиянии политики Министерства труда и социальной защиты на статистику разводов поддержал и независимый демограф Алексей Ракша:
«За последний год почти весь прирост числа разводов связан исключительно с политикой Минтруда по введению пособий с учетом критериев нуждаемости и адресности. «Архитектура» этих пособий такова, что стало выгодно находиться вне брака, чтобы получать больше денег. Поэтому преимущественно на Северном Кавказе происходят массовые фиктивные разводы. При этом фактически семьи не разваливаются. Особенно интенсивно этот процесс идет у вайнахов и дагестанцев: число разводов там сейчас в несколько раз превышает число браков. Такого там не было никогда».
Еще один участник пресс-конференции, к. м. н., врач-невролог, психолог, клинический психолог, доцент кафедры нервных болезней и нейрохирургии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава РФ Вероника Головачева на проблему увеличения разводов предложила взглянуть с другой стороны:
«Так как я практикующий и врач, и психолог, то, конечно же, ко мне обращаются люди, которые не могут найти себе партнера для создания семьи или находятся на грани развода или уже развелись. Это все не связано с какими-то пособиями. Понятно, что люди, которые работают в других организациях, видят другие причины. Я таких причин не вижу, потому что люди, которые развелись чисто из-за пособия, не пойдут к психологам. Поэтому у меня получается совершенно другой контингент клиентов, и я могу указать на другие причины, приводящие к увеличению числа разводов: бедность и какое-то социальное неблагополучие (по официальной статистике, на эти факторы приходится 21%); измены – 24%; неумение уступать своему партнеру по браку – 19%; вредные привычки (алкоголизм, наркомания, игромания – все это более свойственно мужчинам) – 16%; другие причины – 12%».
Как пояснила Вероника Головачева, за этими «другими причинами» зачастую скрывается психологическая незрелость личности, инфантилизм, который в современном обществе нарастает:
«Даже современные практикующие психологи и психотерапевты сейчас обсуждают, не стоит ли пересмотреть психосоциальные этапы развития личности? Если раньше в 20-25 лет это были уже сложившиеся самодостаточные личности, уже несущие какие-то обязательства, то сейчас очень часто в 20-25 лет это человек, который живет либо с родителями, либо один в своей квартире, но, по сути, ведет образ жизни подростка».
Как напомнила в связи с этим Ирина Киркора, по этой же причине Министерство обороны РФ поступательно поднимает призывной возраст с 18 лет до 21 года. Конечно, по ее словам, количество разводов у нас начало расти «не вчера»:
«70 лет назад количество разводов у нас было 4%, 30 лет назад – 42%, сейчас – уже 68%. В большой мере такая динамика объясняется ростом инфантилизма, который выражается в потребительском отношении к партнеру».
Однако, как отметил независимый демограф Алексей Ракша, у любых общих процессов есть региональная специфика:
«Да, если смотреть статистику Росстата, за первые пять месяцев этого года из-за введения этих пособий с учетом критериев нуждаемости и адресности многое перевернулось. Получилось так, что чем беднее регион – тем выше разводимость. А вот в богатых Москве и Петербурге браков значительно больше, чем разводов. При этом следует учитывать и то, что в эти города многие люди приезжают жениться, потому что это красиво и престижно. Но все равно в Москве на два развода за эти же пять месяцев 2023 года приходилось три брака. Это по российским меркам очень хорошо. А вот в бедных республиках Северного Кавказа в этом году разводов намного больше, чем браков. Если мы посмотрим на российскую глубинку, то здесь разводов чуть больше, чем браков (на один брак в среднем приходится 1-2 развода). Я думаю, что это в первую очередь связано отчасти с бедностью, отчасти с миграцией молодежи в ту же Москву и другие крупные города».
Другое дело, как подчеркнул Алексей Ракша, нужно смотреть, кто именно брачуется: по статистике, треть детей, рождающихся в Москве, приходится на семьи приезжих. По его мнению, скорее всего то же самое и с составом брачующихся.
Сергей Ишков.
Фото «Московской правды»
К огромному сожалению для многих свадьба это не способ создать семью, а действительно способ заработка или еще чего.