Солярка против урожая

Парадоксы, особенности или закономерности российской экономики в оценках экспертов.

заправка, бензин, табличка

Обильна нефтью наша земля, но дизельного топлива не хватает; а там, где есть, оно не по карману сельхозпроизводителям, зато прибыль банков бьет рекорды.

И это вовсе не эпатажные умозаключения, а самая что ни на есть обыденная реальность. В начале сентября правительственная «Российская газета» вышла с заголовком: «Уборка урожая оказалась затруднена из-за дефицита дизеля». И далее: «В разгар уборочной кампании есть риски остановки техники, и, значит, урожай может быть недособран, а агробизнес понесет убытки».

Как так? В стране с несметными запасами нефти не хватает солярки для тракторов и комбайнов? «РГ» тоже недоумевает: «Хотя предпосылок к дефициту вроде бы нет: дизтоплива на внутреннем рынке должно быть даже больше, чем в прошлом году».

Больше, потому что экспорт нефти и нефтепродуктов за полтора года, в связи с дополнительными западными санкциями, значительно снизился. Следовательно и закономерно, на внутреннем рынке должен возникнуть полный достаток, и цены, понятно, снизиться.

На самом деле все выходит наоборот. И солярки с бензином мало, и цены взлетели. В некоторых южных регионах европейской части страны сельскохозяйственные предприятия покупали вместо чистого дизельного топлива суррогаты, которые, соответственно, рано или поздно приведут к поломкам техники.

Такая же нервозная обстановка в других краях и областях. Оренбургский  информационный портал orengrad.ru приводил слова председателя сельхозкооператива Владимира Пузия (https://orengrad.ru/obshhestvo/orenburgskie-agrarii-priostanavlivayut-raboty-iz-za-defitsita-i-stoimosti-diztopliva/): «То, что мы собираем, не хватает окупить это горючее, которое мы сжигаем. Я уже не говорю про зарплаты и прочее. Я не знаю, что они делают, вредят, наверно. Мы только из СМИ узнаем, что, например, в Ставрополье сельхозпроизводители обратились к властям, что уборка под угрозой срыва. У нас такая же ситуация, мы привезли бензовоз дизтоплива – 24 тонны, заплатили за это 1 700 000, этого хватит нам на 10 дней, чтобы работала техника. А пахать, заниматься другими делами – техника стоит, потому что не хватает горючего. Если мы сожжем, то не уберем кормовые и зерновые, нечем будет зарплату платить. Еще в прошлом году расходы на топливо уже превышали доходы с проданного урожая <…> Живем на этой нефти, дышим этим всем, а получаем такие цены». (Примечание: Оренбургская земля сама по себе издавна богата нефтью. С 2018 по 2022 год открыто 56 новых месторождений.)

В общем и целом с начала апреля до середины сентября оптовые цены на бензин АИ-95 выросли на 50%, на дизельное топливо – на 46%.

21 сентября правительство ввело временные ограничения на экспорт бензина и дизельного топлива. (http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202309210003?index=1&ref=vc.ru) Биржевые цены тотчас снизились: бензин на 20%, дизтопливо – на 16%. Отметим: снизились, но в итоге-то все равно выше на 30% – по сравнению с апрелем.

Более того, с 26 апреля биржевые цены на бензин и дизельное топливо начали расти. Об этом говорил и президент Путин на совещании с членами правительства 27 сентября:

«Меры приняты, а цены растут. Что происходит в других звеньях, потребителя мало интересует, потребителю же результат нужен <…> Поэтому будем рассчитывать на то, что предлагаемые меры сработают, и с компаниями надо плотнее работать, мы уже с вами говорили, чтобы они тоже и свою ответственность понимали. Ясно, что экономика компаний и для нас важна, это курица, которая приносит золотые яйца, это понятно, мы должны бережно к ним относиться, всё понятно. Но тем не менее, реагировать на происходящие события я бы просил вас более оперативно». (http://www.kremlin.ru/events/president/news/72366)

Многие эксперты считают, что запрет на экспорт надо отменять. Потому что топливно-энергетический комплекс будет терять миллиарды долларов, что, соответственно, отразится на госбюджете. Вскоре нефтехранилища переполнятся, и придется сокращать производство на нефтеперерабатывающих предприятиях. В итоге возникнет дефицит и начнется новый рост цен. Замкнутый круг?

Предлагаются различные варианты действий после отмены запрета. Например, повышение демпфера. Это финансовый инструмент, посредством которого государство компенсирует нефтяным компаниям разницу между экспортными и российскими ценами. Или же – возврат к плановому управлению внутренним рынком. А это, считают специалисты, чревато грядущими негативными последствиями для отрасли и экономики в целом.

Таковы парадоксы, особенности или закономерности текущего положения в оценках экспертов.

Добавим, что, по данным кредитного рейтингового агентства «Эксперт РА», включенного в реестр Центробанка, доходы российского банковского сектора за восемь месяцев уже превысили рекордные показатели за 2021 год. Предполагается, что чистая прибыль банков в 2023 году составит более 3 триллионов рублей. Это почти 11% от бюджета страны.

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.

заправка, бензин, табличка

Добавить комментарий