Явление нового Аполлона: в «Театре на Трубной» прошла премьера «Красавца мужчины» (16+)

Коварный и беспринципный муж Аполлон Окоёмов за шесть лет совместной жизни полностью промотал наследство жены. Теперь он собирается жениться на другой богатой женщине. А как же законная супруга? Это, конечно, проблема. Но жену ведь можно и «пристроить» в содержанки. Например, к своему «высоконравственному» приятелю…

Как сумел красивый, здравомыслящий, в общем-то, человек Аполлон Окоёмов свалиться в подобную нравственную яму? Ответить на этот вопрос помогает новый спектакль «Красавец мужчина» в постановке Дмитрия Астрахана в театре, который раньше именовался «Школой современной пьесы», а теперь обрел новое название – «Театр на Трубной».

Александр Островский в очередной раз оказывается современнее всех современных драматургов. Территория российского театра без его пьес не может обойтись ни единого сезона, и зритель каждый год открывает для себя нового Островского. Вот и на этот раз постановщик Дмитрий Астрахан убеждает, что пьеса «Красавец-мужчина» актуальна необычайно. Актуальна потому, что мир за окнами слегка сошел с ума, нравственные критерии перевернулись с ног на голову, женщины поменялись местами с мужчинами: первые рвутся в бизнес, вторые – в содержанки к богатым представительницам прекрасного пола. К тем, разумеется, кто способен одарить деньгами, ну или связями, отблесками славы – сценической, эстрадной, политической.

Поэтому начинается спектакль Дмитрия Астрахана с мужского дефиле и громогласных зазываний «красавцев- мужчин», активно рекламирующих свои «достоинства» по части сексуальности и привлекательной внешности. И все это в обмен лишь на маленькую услугу со стороны женщин: возможности безбедно жить под их богатеньким крылом. Возраст особы, красота, нравственная чистота значения не имеют – не ходовой товар. В цене лишь величина женского состояния.

Как говорится, «за что  боролись»…

…Окоёмов предлагает жене развод, при котором она должна оказаться виновной в измене. Зоя не без мучительной борьбы подчиняется воле мужа. Но тут в игру вступает мудрый дядюшка Наум Федотыч Лотохин, который  решает разобраться, в чем же дело: ведь и вторая его племянница, Сусанна, тоже решается продать родовое имение. Бесчестная игра Окоёмова открывается, рушится его план женитьбы на купчихе-миллионерше Сусанне. Но честным человеком Окоёмов так и не становится: он бравурно обращается с призывом в зал, сообщая, что готов к новым отношениям, при условии финансовой состоятельности будущей пассии.

История «Красавца-мужчины» ставилась в Малом театре,  Александринке, МХАТе, в «Моссовета», «На Покровке» и на многих других площадках страны, начиная с 1883 года. Поэтому зрителям интереснее всего, какой акцент привносит в свой спектакль постановщик Дмитрий Астрахан.

Дмитрий Хананович  делает упор на путь падения главного героя, который на самом деле исследован на театре мало. Режиссер словно под гигантской лупой рассматривает Окоёмова как драматического персонажа, вытаскивая  на свет всю цепочку его мыслей и поступков, приведших к деградации. Короче, история у Дмитрия Астрахана – о том, как мужчина пытается продать себя.

В постановке – смешной, драматичной и узнаваемой одновременно – чувствуется увлеченность всех создателей возможностью говорить о важном, о наших болях и тревогах, не теряя при этом куража и юмора. Здесь Островский хороший союзник: что ни диалог – сочно и вкусно, артистам есть что играть. Коллизии куда как драматичны: тут и проверка юношеского максимализма на прочность, и вечное столкновение женского романтизма с уродливой реальностью, и мужской инфантилизм, и распущенность нравов, и сделка с совестью…

Амплитуда состояний, которые заставляют пережить зал создатели спектакля, впечатляет – гомерически смешные постельные сцены в алькове сменяются трагически накаленными эпизодами разоблачений в гостиной, и каждый раз зрительские ладони раскаляются от восторженных аплодисментов.

Вся актерская команда обнаруживает зрелые драматические дарования: ни у кого не возникает соблазна пустить в ход проверенные наработки и штампы, чтобы «раскачать» публику – артистам достаточно будоражащей сознания ноты, заложенной в текстах Островского. Труппа во главе со своим новым художественным руководителем предлагает зрителям шоу азартное, драматичное, динамичное, где есть кем восхищаться: Родион Вьюшкин в роли Окоёмова, Анастасия Акатова в роли его красавицы жены Зои, блистательная Джульетта Шабанова в звездной роли Аполлинарии Антоновны и монументальный Вадим Андреев в не менее звездной роли Лотохина. Татьяна Циренина – в роли решительной Сусанны, тоже обманутой Окоёмовым. Елена Санаева в роли Сосипатры – дамы богатой и  приличиями не стесненной. Денис Кутузов в роли глуповато-заносчивого Олешунина, Иван Мамонов – в образе предприимчивого Лупачёва.

Художник Анастасия Глебова изобретательно использует пространство роскошного зала, по праву считающегося одним из самых красивых в столице. Сцена преобразилась в роскошную гостиную с изящной резной деревянной мебелью и золотыми колоннами, с кадками пальм, старинными столиками на бронзовых ножках, канделябрами и хорошей посудой в шкафах. Два подиума выдвинуты со сцены в зал до уровня шестого ряда. По одному из них герои то и дело отправляются в роскошную спальню с широкой кроватью, спрятанную за тяжелыми занавесями, – место любовных игрищ разных участников спектакля.

Живая музыка оркестра (скрипка, гитара, фагот) льется со сцены и передает состояние, в котором пребывают представители «избранного» общества, собирающегося в гостях у Окоёмова. Общества проблемного, ущербного, совмещающего в себе разгульное ухарство с льстивым полуприседом перед теми его представителями, которые обладают реальными деньгами.

Баланс между законами реалистической школы Островского и непреложными требованиями комедийного музыкального зрелища умело выдержан в оригинальных костюмах Дмитрия Логинова.

Финал спектакля расставляет точки над «i»: чуда не случится, «красавца-мужчину» эта история ничему и не научила. А нас, зрителей? Вот в чем вопрос…

Елена Булова.

Фото предоставлены пресс-секретарем театра

Добавить комментарий