Рост акцизов – дополнительные доходы в бюджет

Госдума в первом чтении приняла законопроект, предложенный Минфином, об индексации акцизов на алкоголь. Так, с 1 января 2025 года акциз на 1 литр безводного этилового спирта предлагается увеличить на 15% (с 643 до 740 рублей).

Иллюстрация нейросети Kandinsky

Согласно проекту приказа, опубликованному Минфином, также с 1 января 2025 года предусматривается повышение минимальных розничных цен на крепкие алкогольные напитки в среднем на 17%: водка подорожает с 299 до 349 руб. за поллитра, коньяк – с 556 до 651 руб., а бренди – с 403 до 472 руб. Как сообщается в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, изменение ставок акцизов на алкогольную продукцию позволит получить дополнительные доходы в бюджетную систему Российской Федерации в 2025-2027 годах в сумме порядка 180 млрд рублей, в том числе около 39 млрд рублей в федеральный бюджет.

В качестве одной из заявленных целей этой инициативы является сокращение объемов потребления алкогольной продукции. Однако, как отметил в ходе пресс-конференции в ОСН руководитель направления «крепкий алкоголь» алкогольной компании-дистрибьютора, член Гильдии маркетологов Руслан Брагин, вариант, что россияне после этого станут меньше пить, возможен, но маловероятен: «Скорее, произойдет то, что называется дауншифтинг (буквально – «отказ от чуждых целей». – С. И.). Они перейдут на продукцию, которую они материально тянут. Такой потребитель как-то себя уговорит, что она ничем не хуже».

Кроме этого, как заметил Руслан Брагин, рост цен буквально на все, который наблюдается в последнее время, болезненнее всего сказывается на людях малообеспеченных, и этим самым дауншифтингом заниматься, скорее всего, придется именно им: «Дело в том, что богатые люди беднеют медленнее, и они к изменению цены (в данном случае, к повышению цен на 17%) менее чувствительны. Богатых людей в любом городе где-то 10%. Ну, в Москве и Петербурге – 15%. Какое решение примет обычный, не богатый потребитель, увидев, что его продукт подорожал? У него два выхода: либо искать какой-то сопоставимый аналог, либо, ужавшись на чем-то другом, купить свой любимый бренд».

Еще один участник пресс-конференции, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Алексей Небольсин также считает, что если бы основной целью повышения акцизов было бы сокращение объемов потребления алкогольной продукции, то подобная инициатива должна исходить не от Минфина, а от Минздрава, как это было, например, в 2017 году: «Казна испытывает проблемы, поэтому Минфину была поставлена задача – увеличить доходную часть. Спрашивается, а за счет чего? Всегда, во все времена акциз на алкоголь повышали в первую очередь, когда стране нужны были деньги».

Но это внеочередное повышение, по его мнению, может обернуться негативом, так как люди пить меньше не станут, а значит пополнение государственного бюджета будет происходить за счет бюджетов семейных. А с ними, как отметил еще один участник обсуждения, руководитель гражданского комитета «За честные продукты!» Александр Бражко, итак ситуация патовая, особенно в российской глубинке.

Сергей Ишков.

Иллюстрация нейросети Kandinsky

 

шампанское, алкоголь. Фото Яны Маевской

Добавить комментарий