С наступлением холодов огромный город ощущается по-особенному: в нем появляется несвойственная хрупкость – в холодном воздухе, обнаженных деревьях, небе, затянутом облаками. Яркими маяками зажигаются окна домов, переливается тонким слоем первого льда листва в парках. Каждый из жителей вечно спешащего мегаполиса стремится к теплу, свету, уюту. Что согреет озябшего горожанина? Пушистый кот, семейный очаг, дети, любящие люди, красивые зимние виды…
24 октября в Москве открылась шестая выставка легальной уличной галереи НЕТСТЕН «Теплые объятия столицы» от Москомархитектуры и ЦСИ Винзавод. Яркие рисунки располагаются между ст. метро «Курская» и тоннелем по пути к арт-кварталу. НЕТСТЕН представляет работы современных художников, объединенных одной темой. Куратор новой выставки – художник и исследователь уличного искусства Дмитрий Аске рассказал: «В результате конкурсного отбора для реализации концепта «Теплые объятия города» жюри выбрало шесть художников, каждый из которых по-своему осмыслил лирическое настроение, радость в холодный сезон, уют. Это шесть теплых слов о холодной Москве. На бетонной стене, поделенной на шесть частей, оживают истории об осени и зиме в столице. И вместе с тем — о том, что необходимо каждому из нас в это время: тепло и забота».
Коридор тепла расположен вдоль основного прохода между ст. метро «Курская», железнодорожным вокзалом, Садовым кольцом и креативными кластерами Басманного района. На стене протяженностью почти сто метров расцвели шесть ярких муралов современных стрит-арт-артистов: каждый из них воплотил представление о городе осенью и зимой. Все это отразилось в работах современных стрит-арт-артистов, которые можно увидеть днем и ночью несколько месяцев, а затем экспозиция по традиции поменяется.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов отметил: «Начинается холодный, серый сезон, и мы хотим добавить в жизнь москвичей ощущение уюта, комфорта, тепла, показать, что город заботится и дарит всем теплые объятия. Такие проекты позволяют переосмыслить стрит-арт, сделать его важной частью урбанизированной среды. Независимо от способа выражения, искусство находит свое место в городе. И жители города отвечают на художественные высказывания».
Художники с удовольствием рассказывают журналистам и прохожим о своих работах. Антон Спутник рассуждает о том, как важно раскрасить рутину дней серого сезона – приятными воспоминаниями и стуком сердца любимых и близких людей. Герои его работы — собирательный образ влюбленных, которые ведут безмолвный диалог на фоне серых и холодных домов. Так он выразил мысль о том, как важна близость любящих людей в это время, они согревают друг друга своей любовью.
SY (Виталий Царенков) выбрал центром своей работы вечерний московский двор с его горящими окнами и медленно падающим снегом и самый теплый из возможных образ – кота, ожидающего хозяина. Это работа – символ домашнего уюта и любимого питомца. Работа напоминает о том, что после зимы всегда наступает весна — календарная или метафорическая — как символ чего-то важного и хорошего в будущем.
Для своей работы Сережа acse выбрал самые яркие символы осени — ярко-оранжевую тыкву, напоминающую об осенних праздниках, глиняную крынку, олицетворяющую домашний уют. Этот натюрморт символизирует завершение сбора урожая и теплое время года.
Герои работы Никиты Ходака смотрят из окна квартиры на зимние проспекты. Там, в мегаполисе, невзирая на холод и ветер, по-прежнему кипит жизнь.
Жизнь зимой не прекращается, и Дмитрий Дренинэто доказывает: он обратился к образам снегирей, которые вылетают из серых рамок повседневности, обещая светлое будущее и напоминая о том, каким хрупким оно может быть. Не случайно птицы на его работе выполнены с ручной росписью — как дань уважения жостовскому промыслу.
Мы с радостью спешим домой, когда нас ждут дети. Произведение художницы NADYA.O собрано как некий пазл из фрагментов городской жизни и рассказывает о бесконечных перемещениях по мегаполису. Все они объединены детским рисунком грузовика — как напоминание о том, что пока взрослые спешат по своим делам, дома их ждут малыши.
Председатель Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Юлиана Княжевская отметила: «Это уже шестая совместная выставка Москомархитектуры и ЦСИ Винзавод, посвященная осмыслению взаимного влияния города и уличного искусства. Паблик-арт становится все более значимым форматом художественного высказывания: он давно уже не простая картинка на ветхом заборе, но важное социальное и эстетическое послание, в котором есть стиль и нерв сегодняшнего дня. А концепция и тема каждого отдельного сезона резонирует с нашей повседневностью через образы, созданные художниками».
Михаил Ковалёв.
Фото автора