К такому выводу пришли специалисты Института социологии ФНИСЦ РАН, рабочая группа которого в этом году провела общероссийское исследование по программе многолетнего социологического мониторинга, проводимого с 2014 года. Его результаты были представлены в ТАСС.

Исследования проводились по репрезентативной выборке в 22 субъектах Российской Федерации.
В ходе анализа полученных результатов решались два блока задач. В первый блок входило изучение восприятия россиянами текущей ситуации в мире, стране и месте их проживания; социального самочувствия наших сограждан и основных страхов, которые они испытывают в настоящее время; динамики субъективного (самооценочного) благополучия российского населения; оценок и суждений россиян, связанных с основными противоречиями, характерными для российского общества; состояния массового сознания россиян в контексте усилившейся информационной войны; поведенческих практик населения в условиях обострения конфронтации с коллективным Западом. Ко второму блоку задач относился анализ смысложизненных установок и ценностно-нормативных систем россиян в условиях новых социокультурных вызовов; мировоззренческой сегментации массовых слоев населения; трансформации социального капитала российского общества; восприятия социальных неравенств, существующих в современной России; причин и характерных черт бедности отдельных слоев населения; роли семьи в системе жизненных установок россиян и в их ориентации на рождаемость.
– Несмотря на череду возникающих новых угроз и вызовов, российское общество продолжает психологически адаптироваться как к последствиям обострения внешнеполитической ситуации, так и к определенным внутренним трудностям, порожденным проведением СВО на Украине и прогрессирующим вовлечением в этот конфликт стран НАТО, – ознакомил с основными выводами мониторинга населения России директор Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра (ИС ФНИСЦ) РАН Михаил Горшков. – Уровень тревожности в обществе остается высоким, однако доля россиян, воспринимающих ситуацию как катастрофическую или, по меньшей мере, как кризисную, ощутимо снижается, а доля наших сограждан, принявших происходящее как новую повседневность, увеличивается. Переживаемые нашими согражданами социально-психологические состояния выравниваются, а соотношение позитивного и негативного мироощущения приближается к показателям 2020 года».
В ходе исследования 83% россиян утверждали, что проведение СВО либо вообще не повлияло на их повседневную жизнь, либо повлияло на нее в незначительной степени. Переживаемые нашими согражданами социальные чувства отличаются стабильностью и характеризуются преобладанием позитивного мироощущения над негативным.
«Наиболее распространенная в настоящее время массовая позитивная эмоция (ее ощущали часто примерно 45% населения, почти каждый второй) – осознание поддержки со стороны людей из своего окружения, – рассказал Михаил Горшков. – Из негативных социально-эмоциональных переживаний наиболее распространены чувства несправедливости происходящего, неопределенности будущего и беспомощности (каждое из них ощущали часто порядка 20–30% опрошенных)».
Сопоставление данных опросов 2008 и 2024 годов свидетельствует о снижении за последние 16 лет переживаний страхов и опасности. Уменьшилось число часто называемых источников и субъектов опасности, сократились доли россиян, полагающих эти опасности актуальными. По крайней мере, актуальными для себя. Однако доля россиян, которые ничего не боятся, составила весной этого года всего лишь 16%, то есть более чем 4/5 наших сограждан (больше 80%) часто или периодически испытывают страх перед какими-либо опасностями.
Среди россиян широко распространены страхи потери здоровья (смерти) близких людей (весной 2024 года они были актуальны для 55%) и своего собственного (37%), в меньшей степени – страхи имущественных потерь и посягательств на имущество. При этом наиболее сильные фобии наших сограждан связаны с действиями террористов, чрезвычайными ситуациями и уличными опасностями.
«За последнее десятилетие удовлетворенность наших сограждан многими аспектами своей жизни претерпела позитивные изменения, – заявил директор ИС ФНИСЦ РАН. – В первую очередь это касается характеристик, связанных с уровнем их жизни. Даже восприятие уровня материальной обеспеченности – традиционно малоудовлетворительное у населения страны – оказалось в 2023 и 2024 годы не столь негативным как обычно».
Улучшились и другие показатели как повседневной жизни граждан, так и их занятости, а также обеспеченности общественными благами. Вместе с тем говорить о существенных изменениях качества жизни массовых слоев российских граждан пока рано. К тому же просматривается определенная закономерность: наиболее заметный рост удовлетворенности наблюдается в тех сферах, которые связаны с усилиями самих россиян. В тех же аспектах, которые зависят в той или иной мере от государства, картина менее оптимистична.
Жизненные стратегии и повседневные практики россиян, как показал проведенный мониторинг, опираются на развернутую систему морально-нравственных норм и ориентиров, в фокусе которых ответственность за семью и забота о ней, целеустремленность, инициативность, бескорыстие и готовность помочь другому. При этом россияне более терпимы к нарушениям гражданской морали, опирающейся на честность и законопослушание, нарушениям норм в социально-экономической сфере, хотя и в последней отмечается позитивный тренд на укрепление норм (в отношении неуплаты налогов, взяточничества, уклонения от службы в армии). Еще один позитивный фактор – улучшение атмосферы межличностных отношений в обществе, выраженный рост патриотических умонастроений и ослабление негативно окрашенных качеств (агрессивность, цинизм).
«Российский социум переживает ревизию и пересборку на всех уровнях, включая ценности, установки и нормы, как описывающие отношение человека с государством и обществом, так и отражающие повседневные практики, межличностное общение», – заключил Михаил Горшков.
«В основной массе населения как не наблюдалось так и не наблюдается атомизации и ощущения катастрофизма, – сообщил директор ИС ФНИСЦ РАН. – Наоборот, укрепляется надежда и уверенность в позитивных перспективах, правильности выбранного пути развития».
Наши сограждане ожидают от властей конкретики не только в части приемлемых и понятных механизмов достижения социального успеха и благополучия, но и в плане выбранной стратегии движения страны и фактических действий по ее реализации. Фиксируется доминирующее влияние внешних по отношению к индивиду событий и факторов на его личностные самоощущения. Так, убежденность в правильности выбранного страной курса развития, восприятие общей ситуации в ней как нормальной и спокойной, оценка консолидационного потенциала общества как высокого способствуют позитивному восприятию собственного материального благополучия и его дальнейших перспектив.
Проведенные мониторинговые исследования выявили структуру субъективного социального благополучия россиян, которая, несмотря на влияние кризисных явлений последних лет, выглядит довольно устойчивой и в целом не демонстрирует сломов или значимых деформаций.
Сергей Ишков.
Фото Софьи Сандурской / агентство «Москва»








