Специалисты Федерального института цифровой трансформации в сфере образования начали разрабатывать проект защиты от вредоносных ресурсов, которые активно появлялись в период проведения Государственной итоговой аттестации в этом году.

По словам директора Центра информационно-телекоммуникационных технологий и защиты информации ФИЦТО Олега Денисенко, статистика роста числа вредоносных ресурсов в период ЕГЭ 2025 года вызывает серьезную озабоченность и показывает, что образовательные организации стали одной из ключевых мишеней для киберпреступников.
– Особую тревогу вызывает активное использование злоумышленниками современных технологий, включая ИИ-генерацию персонализированных фишинговых атак и методы малвертайзинга, – сказал Олег Денисенко. – Преступники искусно эксплуатируют психологические особенности подростков, маскируя угрозы под игровые приложения, VPN-сервисы и образовательные ресурсы. Как показывает практика, традиционные методы защиты становятся менее эффективными против таких целевых атак.
Именно поэтому защита российского цифрового пространства требует комплексного подхода, сочетающего технологические решения, просветительскую работу и нормативное регулирование.
– Только совместными усилиями можно эффективно противостоять современным киберугрозам, – отметил Олег Денисенко.
По данным специалистов ФИЦТО, во время кампании по сдаче ЕГЭ в российских школах число вредоносных ресурсов, направленных на школьников, выросло на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Данные собраны по итогам фильтрации входящего и исходящего трафика в рамках единой сети передачи данных, развернутой во всех российских школах, колледжах, техникумах и лицеях. С 23 мая по 23 июня с помощью блокировки был предотвращен доступ к 1,6 млрд вредоносных веб-ресурсов в образовательных учреждениях во всех восьми федеральных округах.
Для продвижения вредоносного ПО и кражи персональных данных хакеры используют персонализированные рекламные сообщения, сгенерированные с помощью ИИ, а также методы «отравления» поисковой выдачи и мошеннические рекламные сообщения. При этом на рекламное объявление при попытке подключения к VPN или во время загрузки онлайн-игры можно нажать случайно.
Мона Платонова.
Фото Freepik