Иногда лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилплощадью только к 30 – 35 годам. Об этом сообщила председатель Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук Светлана Казаченок, делая доклад на круглом столе в ОП РФ «Обеспечение жильем детей-сирот: общественный контроль и эффективность».

По ее словам, этот вопрос исследовался по многим регионам: «По данным на 1 января 2025 года, в РФ более 340 тысяч детей-сирот и лиц из их числа, которые имеют право на обеспечение жильем. При этом, как мы считаем, законодательство у нас вполне нормальное, все регламентируется достаточно четко, но вот такие цифры по регионам».
Как сказала Светлана Казаченок, благополучной ситуацию можно считать только в восьми регионах РФ, где этих списков нет, так как дети-сироты своевременно обеспечиваются жильем: «В других регионах очередь от 3 тысяч до 6, а в одном регионе даже 10 тысяч человек. К сожалению, сложилась такая практика, что иногда лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилплощадью к 30 – 35 годам. О чем это говорит? Это, конечно, негативно сказывается на реализации программы «Демография», но есть и другая сторона этой медали. Если мы лишаем их возможности иметь регистрацию, то им сложно найти работу, которая их может устраивать. Некоторые из них становятся лицами без определенного места жительства либо уходят в криминал».
Ситуация сдвинулась в лучшую сторону с того момента, когда детям-сиротам и лицам из их числа стали предоставлять жилищные сертификаты, отметила Светлана Казаченок: «Но и здесь не все так просто, поскольку сейчас обеспечение жильем детей-сирот это финансовое обязательство субъектов РФ, то, конечно, денежных средств в более чем 70 регионах не хватает. И если у нас очереди в 3, 5, 6, 7 и даже 10 тысяч, то, как мы подсчитали, за последние пять лет стоимость однокомнатной квартиры увеличилась в 2,5 – 3 раза. И если даже брать 300 тысяч детей, которых должны обеспечить, и умножить на среднюю стоимость квартиры где-то в 3 млн рублей, то потребуется 900 млрд рублей. Мы связывались с некоторыми регионами, и они говорят, что для того, чтобы у них списки были закрыты, им нужно 15 – 17 млрд рублей в зависимости от того, сколько человек находится в этих списках. При этом в этих регионах – это около 70 регионов – ежегодно где-то 500 – 700 человек из списков получают жилое помещение. Но в этом же текущем году списки увеличиваются приблизительно на то же количество. И получается, что тенденция к снижению есть, но она не кардинальна».
По словам Светланы Казаченок, при существующем уровне финансирования этот вопрос будет сложно решить до 2030 года: «Но здесь возникает еще и другая проблема – социализации детей-сирот. Мы нередко сталкиваемся с тем, что хотя сейчас есть ограничение, согласно которому только 25% квартир в жилом доме можно предоставлять детям-сиротам, они объединяются, в какой-то квартире все вместе проживают, а другие квартиры сдают внаем. При этом у них нет обычных бытовых навыков. Они не понимают ценность жилья, они не знают, как содержать его в нормальном санитарном и техническом состоянии, они не владеют финансовой грамотностью. И это не их вина».
Руководитель Комиссии регулирования жилищных вопросов детей-сирот и лиц из их числа Общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ РФ Андрей Широков, участвовавший в круглом столе, также указал на то, что в этих многотысячных очередях много тех, кого уже детьми назвать невозможно, это люди старше 23 лет: «Как вы правильно сказали, эти люди до 35 – 40 лет ждут квартиры, которые положены им по закону».
По его словам, к некоторым субъектам РФ есть вопросы, связанные с практикой возвращения детей-сирот в бывшую площадь, как бы за ними закрепленную, но при этом следует понимать, что, например, невозможно ребенка вернуть к ранее судимому отцу-насильнику. Андрей Широков выделил три проблемы, которые на сегодняшний день сдерживают выделение жилья детям-сиротам: первая проблема – это нехватка денег (по его словам, у нас с федерального уровня эту проблему скинули на субъекты, а субъекты в свою очередь скинули ее на муниципалитеты, а они ее решить не могут). Вторая проблема – это отсутствие жилья, причем как на первичном рынке, так и на вторичном: в РФ около 2,5 тысячи муниципалитетов и примерно в 800 из них новое жилье вообще не строится. Третья проблема – это большая категория детей-сирот, которая борется за свои права, чтобы попасть в списки детей-сирот, которым разрешается получить жилье. Причем это дети в основном уже возрастные и их права приходится защищать в судах, а судебные процессы, как всем известно, это дело длительное, дорогостоящее и с непредсказуемым результатом.
Сергей Ишков.
Фото В. Новикова / пресс-служба мэра и правительства Москвы