Сформулировано недвусмысленно: в резолюции XIX съезда КПРФ помимо исторической, фактографической, общественно-политической есть и моральная сторона.

Продолжается обсуждение принятой XIX съездом КПРФ резолюции «О восстановлении полноты исторической справедливости в отношении Иосифа Виссарионовича Сталина».
Я уже писал в «Московской правде» в материале «Без покаяния» о том, что доклад Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» на ХХ съезде КПСС в 1956 году нынешние коммунисты официально оценили как «ошибочный и политически предвзятый». Более того, заявили, что «текст доклада содержит подтасованные факты и лживые обвинения в адрес И. В. Сталина, искажает правду о его государственной и партийной деятельности».
В статье «Без покаяния» приводились некоторые факты: десятки миллионов жертв политических репрессий, заключение в лагеря жен и детей лиц, репрессированных как «изменники Родины», подписанное Сталиным решение Политбюро о расстрелах детей с 12 лет, насильственная коллективизация, в результате которой (по Заявлению Госдумы РФ, 2008 год) от голода и болезней, вызванным недоеданием, погибло около семи миллионов человек (https://mospravda.ru/2025/07/08/783506/).
Как оценивает КПРФ эти факты?
Резолюция нынешнего съезда КПРФ начинается такими словами: «Все более очевиден непреложный факт: в эпоху В. И. Ленина и И. В. Сталина вершились главные события ХХ века – Великая Октябрьская социалистическая революция, создание Союза ССР, победа над германским фашизмом…» И далее: «Его (Сталина – С. Б.) вклад в достижение Великой Победы над германским нацизмом и японским милитаризмом колоссален».
Остановимся на последнем моменте, особо значимом в 80-ю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
В докладе Хрущёва говорилось: «В ходе войны и после нее Сталин выдвинул такой тезис, что трагедия, которую пережил наш народ в начальный период войны, является якобы результатом «внезапности» нападения немцев на Советский Союз. Но ведь это, товарищи, совершенно не соответствует действительности. Из опубликованных теперь документов видно, что еще 3 апреля 1941 года Черчилль через английского посла в СССР Криппса сделал личное предупреждение Сталину о том, что германские войска начали совершать передислокацию, подготавливая нападение на Советский Союз… Однако эти предостережения Сталиным не принимались во внимание».
Далее приводились и другие сообщения, вплоть до точного указания месяца нападения на СССР, которые Сталин игнорировал.
Если резолюция КПРФ оценивает и эти факты из доклада Хрущёва как «подтасованные», то есть и многие другие свидетельства. Например, на донесении наркома госбезопасности Меркулова о том, что «все военные мероприятия по подготовке Германии к вооруженному выступлению против СССР полностью закончены, и удар можно ожидать в любое время», Сталин наложил резолюцию: «Т-щу Меркулову. Может, послать ваш «источник» из штаба Герм. авиации к (матерное слово. – С. Б.) матери. Это не источник, а дезинформатор» (Архив президента РФ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 415. Л. 50-52.).
С конца 1920-х годов начались массовые репрессии против командного состава Красной армии. На заседании Военного совета «сталинский нарком» Ворошилов докладывал: «Весь 1937 и 1938 годы мы должны были беспощадно чистить свои ряды… За все время мы вычистили больше 4 десятков тысяч человек» (https://istmat.org/node/29605).
Это значит, что к 1939 году были арестованы, расстреляны, отправлены в лагеря более 40 тысяч командиров Красной армии.
«Среди них 3 заместителя наркома обороны, нарком Военно-морского флота, 16 командующих военными округами, 26 их заместителей и помощников, 5 командующих флотами, 8 начальников военных академий, 25 начальников штабов округов, флотов и их заместителей, 33 командира корпуса, 76 командиров дивизий, 40 командиров бригад, 291 командир полка, два заместителя начальника Политуправления РККА, начальник Политуправления ВМФ. Из 108 членов Военного совета к ноябрю 1938 года из прежнего состава осталось только 10 человек, – пишет в книге «Сумерки» академик Александр Яковлев, бывший член Политбюро ЦК КПСС, председатель комиссии по реабилитации жертв советских политических репрессий при президенте России. – Советская Армия к началу войны 1941 – 1945 годов была Сталиным обезглавлена и оказалась небоеспособной».
Трагические результаты известны. «Уже к концу 1941 г. фашистские войска захватили в плен 3,8 миллиона наших солдат и офицеров» (Журнал «Вопросы истории», 2000, № 7, издание Академии наук РФ).
В резолюции XIX съезда КПРФ о роли Сталина помимо исторической, фактографической, общественно-политической, есть и моральная сторона. Сформулировано недвусмысленно. Процитируем: «Даже в своей совокупности известные издержки (выделено мною. – С. Б.) в жизни партии и страны несоизмеримы с ролью Сталина в защите ленинского курса, в обеспечении единства коммунистов, в становлении индустриальной мощи СССР и организации отпора фашизированной Европе».
То есть массовые репрессии, Гулаг, насильственная коллективизация, ссылки, депортации народов, уничтожение командного состава Красной армии накануне войны оцениваются КПРФ как «издержки».
Сергей Баймухаметов.