Медики просят быстрее включить вакцину от менингита в Национальный календарь прививок

Врачи бьют тревогу: в России зафиксирован резкий рост заболеваемости менингококковой инфекцией, число заболевших в этом году уже вдвое больше, чем за весь 2024 год. 

укол, шприц ,прививка, лекарство, Фото Сергея Киселёва / агентство «Москва»

По словам главного внештатного специалиста по инфекционным болезням Минздрава России Владимира Чуланова, если в 2024 году в стране было чуть более 600 заболевших, то за первые пять месяцев 2025 года их зафиксировано уже 1200. Большая часть носителей вируса – взрослые, причем главным образом трудовые мигранты.

На заседании рабочей группы Комитета по охране здоровья Государственной Думы состоялось обсуждение методов борьбы с заболеванием, которое, развивается практически мгновенно, обладает самой высокой летальностью (17%) среди всех вакциноуправляемых инфекций и может привести к большому количеству осложнений. Примерно у каждого пятого заболевшего развиваются такие последствия, как отек мозга, эпилепсия, потеря слуха и зрения, нарушение жизненно важных функций, а также неврологические и когнитивные расстройства.

Тем не менее менингококковая вакцина до сих пор не включена в Национальный календарь профилактических прививок (НКПП).

По словам члена Комитета Государственной Думы по охране здоровья Александра Румянцева, сегодня в российском Национальном календаре – 12 прививок.

– Из ожидающих включения, менингококковая – №1 по значимости для населения, – отметил Александр Румянцев. – Особенно опасна менингококковая инфекция для детей в возрасте до 5 лет. Наша задача – принять все необходимые нормативные акты, чтобы вакцина как можно скорее появилась в календаре. Поскольку ориентиром для нас является следующий год, необходимо уже сейчас предпринимать активные инициативы.

Заведующая лабораторией эпидемиологии менингококковой инфекции и гнойных менингитов Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Ирина Королёва подчеркнула, что менингит отличается совершенно непредсказуемым течением, что делает его серьезной медико-социальной проблемой.

Эпидемиология возбудителя чрезвычайно изменчива, и даже при активном лечении исход не ясен, – говорит Ирина Королёва. – У менингококка – самый высокий уровень летальности и инвалидизации среди всех вакциноуправляемых инфекций. Сейчас мы наблюдаем предпосылки к ухудшению эпидемиологической ситуации – заболеваемость растет. Решить проблему можно только с помощью вакцинопрофилактики.

По данным Всероссийского союза пациентов, средняя стоимость лечения и реабилитации одного ребенка составляет около 15 млн рублей. Как заявил, выступая на заседании рабочей группы, главный внештатный специалист по инфекционным болезням у детей Минздрава России Юрий Лобзин, смертность при менингококковой инфекции наступает стремительно.

– Как правило, ребенок умирает в течение суток от полиорганной недостаточности, – заявил Юрий Лобзин. – Лечение тяжелых осложнений крайне затратное: в 2023 году расходы на лечение 611 случаев составили 1 млрд 395 млн рублей. При этом дети часто выписываются из стационаров с сохраняющимися нарушениями здоровья.

Именно поэтому единственный способ защиты от опасной инфекции – вакцинация. Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв подчеркнул необходимость ускорения включения вакцинации от менингококка в НКПП уже в 2025 году.

– От менингококка каждый десятый погибает, а каждый пятый становится инвалидом. Любое промедление – это человеческие жизни, здоровье детей и серьезное экономическое бремя, – подчеркнул Юрий Жулев.

Фармацевты заявляют, что производственный цикл создания вакцины составляет 6 месяцев. Чтобы начать вакцинацию во второй половине 2026 года, производители должны получить информацию о госзакупках уже в конце текущего года. Именно поэтому чем раньше вакцина будет включена в НКПП, тем увереннее производители смогут планировать производство.

Мона Платонова.

Фото Сергея Киселева / агентство «Москва»

укол, шприц ,прививка, лекарство, Фото Сергея Киселёва / агентство «Москва»

Добавить комментарий