Количество бессмысленных онлайн-покупок растет, и это происходит не от хорошей жизни

О такой тенденции в потребительском поведении россиян в ходе пресс-конференции в НСН сообщила бизнес-психолог Юлия Куликова-Цай.

По ее словам, за последние 4 – 5 лет количество шопоголиков среди россиян увеличилось на 15 – 16%: «При этом количество импульсивных, незапланированных покупок на маркетплейсах выросло до 62%. Если мы говорим про компульсивные покупки, то они сейчас дошли до 38%. Это совершенно невероятная цифра, это просто колоссальное количество. Компульсивная покупка – это когда, например, человек услышал, что произошло что-то нехорошее, стрессанул и заказал себе 50 кг гречки и еще 100 кг туалетной бумаги. Мол, пусть все это лежит на всякий случай. Неважно, что я истратил на это последние деньги, но главное, что мне будет что есть, и мне будет с чем пойти в туалет».

По ее мнению, все эти бессмысленные эмоциональные покупки совершаются россиянами на фоне чувства страха и зашкаливающей тревоги: «Мы, начиная с пандемического времени, вошли в состояние повышенной тревожности, когда мы залипали в соцсетях, а потом перешли в маркетплейсы, где мы стали видеть что-то нереально нужное, что хотим купить, даже если на это не хватает денег. Поэтому многие начали изворачиваться, искать варианты для покупки, например, взять кредит. Это стало своего рода компенсацией той тревожности, которая повысилась на 40 – 45% относительно того уровня, который был до 2020 года. (…) И чтобы получить какую-то компенсацию недостающей любви, внимания, общения, закрыть вот это «дофаминовое окно» (дофамин называют «гормоном счастья». – С. И.), почувствовать себя лучше и увереннее, люди и совершают эти покупки».

Как пояснила Юлия Куликова-Цай, шопоголизм нельзя назвать болезнью, это скорее расстройство: «Но, тем не менее, в МКБ-11, которая пока не принята РФ, уже есть определенный код, который связан с компульсивным поведением (МКБ-11 – одиннадцатый пересмотр Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем. – С. И.). Действительно, эта зависимость может быть приравнена к лудомании (игровой зависимости), алкоголизму или какой-то другой зависимости. Это сложное и комплексное расстройство, которое требует поддержки со стороны специалистов помогающих профессий, будь то психологи или даже психиатры. То есть вопрос на самом деле сложный».

По ее мнению, причин увеличения числа бессмысленных покупок несколько: это и низкая финансовая грамотность населения, из-за которой оно не умеет рационально расходовать свои средства, это и цифровизация денег, из-за которой нарушился контакт с «живыми» деньгами: «Цифровизация денег уводит нас от того, чтобы нам физически понимать, что вот их стало меньше. Потому что когда раньше мы зарабатывали деньги и клали их, условно говоря, в тумбочку, а потом приходили и брали их оттуда, мы видели своими глазами, как стопка уменьшается, и умеряли свои аппетиты».

Как отметил директор Союза электронной торговли Георгий Багирян, еще один участник пресс-конференции, шопоголизмом страдают и старые, и малые: «Шопоголизм растет среди детей, подростков. Родители говорят о том, что их дети активно покупают и все больше погружаются в электронную торговлю. Исследования также подтверждают рост покупок среди пенсионеров, они также все активнее вовлекаются в маркетплейсы».

Как сообщил Георгий Багирян, ссылаясь на данные Центробанка, из-за этого увеличилось количество микрозаймов. Здесь, по его словам, есть прямая связь: около 60% кредитов микрофинансовых организаций пришлось на покупки на торговых интренет-площадках. Люди зачастую берут под большой процент заем, чтобы купить какой-нибудь фен или очередной гаджет, без которых они могли бы легко обойтись, но в момент покупки им эта вещь кажется жизненно необходимой.

Сергей Ишков.

Фото mos.ru

Добавить комментарий