Зачем в парке оборудуют ремизы?

Чем разнообразнее биоценоз – тем он устойчивее к внешним воздействиям и тем лучше чувствуют себя его обитатели. В экологии есть понятия – трофическая пирамида, пищевые цепи (которые бывают двух типов: пастбищные и детритные).

У хорошей трофической пирамиды должно быть широкое разнообразное основание, которое образуют продуценты – это растения и бактерии, которые способны производить органические вещества из неорганических. В биологии их называют автотрофами. Затем идут консументы первого порядка – те, которые питаются автотрофами. Консументы второго порядка, в свою очередь, питаются консументами первого порядка. В биологии насчитывают четыре или даже пять уровней консументов, потому что волк может при случае съесть лису, рысь или медведь могут пообедать волком, а маленький клещ может сосать кровь из лисы, волка, рыси, медведя… А потом прилетит божья коровка и съест клеща. Наконец, должны быть редуценты – существа, которые будут перерабатывать отходы жизнедеятельности и мертвые тела, раскладывать их на базовые вещества.

Упрощенно трофическую пирамиду можно представить так: есть луг, на нем растет трава (продуцент), его ест барашек (консумент первого порядка), барашка ест волк (консумент второго порядка), волка грызет клещ. Но такая система работать не будет. Барашку нужен клевер, клеверу для опыления нужны шмели – помните известную сказку про то, как с луга шмелей прогнали? Кроме того, клеверу нужен комплекс азотфиксирующих бактерий, которые живут у него на корнях. Если не будет жуков-навозников и других редуцентов-дестукторов, то барашек быстро запачкает весь луг. И так далее, одно цепляется за другое.

На природных территориях столицы регулярно проводятся охранные мероприятия по защите биоразнообразия. Возьмем, к примеру, береговую линию на прудах. Она должна быть удобной для птиц, чтобы маленькие птенцы могли спускаться на воду и выходить на берег. Если удобного спуска нет, делают пологие помосты. В 2023 году в столице было 47 прудов, удобных для пернатых, а в 2024 уже 63.

В природных парках Москвы обитает более трех тысяч видов животных. Здесь водятся ласки, ежи, зайцы, бобры, лисы, ондатры. Есть и уникальные для мегаполиса животные, например куница.

В зеленых зонах, кроме известных синантропных голубей, воробьев, синиц и уток, давно привыкших жить в городе, есть и более редкие птицы – совы, синицы-ополовники, ястребы-тетеревятники.

В природно-историческом парке «Москворецкий» гости нередко замечают хохлатую чернеть, чомгу, лысуху – они относятся к редким гнездящимся видам и занесены в Красную книгу города Москвы. В парках «Царицыно» и «Тушинский» встречается самый крупный дятел, обитающий на природных территориях столицы – желна.

Для тех, кто любит не только наблюдать за обитателями парков, но и взаимодействовать с ними, установлены специальные аппараты, в которых можно купить корм для животных и птиц. При этом биологи Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы не рекомендуют летом подкармливать пернатых без необходимости, особенно хлебом. Это притупляет природные инстинкты и делает зависимыми от человека. Звери и птицы отвыкают искать корм самостоятельно и могут отказаться от природной пищи, которой у них достаточно в теплое время года: водорослей, мелкой рыбы, насекомых, моллюсков. Это очень разнообразный рацион и никакая искусственная подкормка не может его заменить.

На территории Воробьёвых гор оборудуют ремизы – это труднодоступные для посетителей участки, где птицы могут спокойно свить гнездо.

Ремиз – слово из французского языка, которое переводится как уступка, скидка. Посетитель в парке может решить, что за этим участком просто не ухаживают. Трава не кошена, подлесок не расчищен, старое упавшее дерево лежит и гниет, никто и не думает его убирать. И тропинок нет!

Однако ремиз – это не запущенный участок, а необходимая для парка зона. Все, что тут делают –  подсаживают плодово-ягодные кустарники и деревья (яблоню, черемуху, рябину, жимолость, калину, шиповник). Они дают плоды, которыми питаются птицы. На открытых участках сеют травянистые медоносы. В ремизе также специально выкладывают кучи валежника, где могут найти прибежище змеи, ящерицы, ежи.

Посетителю соваться в ремизу не стоит – она специально сделана для того, чтобы животных не беспокоили. А ее обитатели могут быть небезопасны для человека.

Парк Горького ведет программу по экоразвитию, в нем работают зоологи, орнитологи и хироптерологи, которые проводят мониторинг живой природы, следят за обновлением кормушек и искусственных убежищ для птиц.

В зоне отдыха «Терлецкая дубрава» проводятся орнитологические экскурсии и лекции с рассказами о мерах, требуемых для сохранения разнообразия птиц, о необходимости соблюдения режима тишины в выводково-гнездовой период.

Особое внимание уделяется и охране редких видов растений. Например, на территории национального парка «Лосиный остров» произрастают медуница неясная, чина весенняя, колокольчик жестковолосистый, купена многоцветковая, страусник обыкновенный. В Красную книгу Москвы занесены 573 редких вида растений, животных и грибов.

Майя Пчёлкина.

Фото: mos.ru

По материалам «Мой Дом Москва»

Добавить комментарий