Выгоден ли слабый рубль?

Казалось бы, каждое государство стремится к тому, чтобы национальная валюта была сильной. Но действительность показывает, что, возможно, есть исключения.

деньги, вклады, ипотека, рубль,Фото Софьи Сандурской / агентство «Москва»

Более трех десятилетий жизни в условиях российской рыночной экономики твердо убедили россиян, что высокий курс доллара и евро к рублю – это плохо. Неким начальным и основополагающим моментом в формировании такого понимания стало объявление дефолта 17 августа 1998 года. Курс доллара с августа по декабрь вырос с 6,3 рубля до 22 рублей – в три с половиной раза. Так дефолт, резкий рост курса доллара накрепко связались с официально объявленным в России крупнейшим экономическим кризисом.

Для рядовых граждан очевидно, что рост котировок американской и европейской валюты влечет за собой повышение цен на промышленные товары и продукты питания (и не только импортные), удар по личному бюджету, снижение уровня жизни, благосостояния. Логично считать, что это относится к экономике страны в целом.

Но так думают не все. Например, в ходе прошедшего в июне Петербургского международного экономического форума глава Сбербанка (бывший министр экономического развития и торговли) Герман Греф заявил: «Сегодня очевидно, что равновесным курсом рубля является курс 100+ по отношению к доллару. Мы сегодня имеем курс на уровне 78 – 79 рублей за доллар. Это ощущают на себе очень сильно и все наши экспортные отрасли, и в первую очередь бюджет. Мы видим, что бюджет сталкивается с повышенным дефицитом».

Ему вторил председатель правления банка ВТБ Андрей Костин: «Укрепление рубля сейчас вредное – нужно отруливать. Оптимальный курс – это 90 – 100 рублей за доллар. Нынешний курс национальной валюты в районе 78 – 79 рублей за доллар невыгоден в первую очередь отечественным экспортерам. При таком раскладе казна получает меньше поступлений, что в итоге может отразиться на финансировании различных отраслей экономики. <…> А для сбалансированности бюджета более комфортным был бы уровень около 100 рублей».

Мы, обычные граждане, – не титулованные экономисты. Можем только предполагать. Например, иметь в виду, что Греф и Костин – руководители банков (пусть даже контрольный пакет акций у государства), и исходят из каких-то своих банкирско-финансовых соображений.

Но вот мнение первого вице-премьера РФ Дениса Мантурова. Он координирует в правительстве вопросы промышленности, технологического развития. Мантуров считает, что оптимальный курс рубля «в районе 100 рублей за доллар. При крепком курсе (рубля. – С. Б.) сегодня экспортные поставки для базовых отраслей промышленности становятся малоэффективными» (https://tass.ru/ekonomika/24282147).

Если эти высказывания остались не очень замеченными в потоке информации с форума, то недавнее выступление в прессе депутата Алексея Говырина, члена комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству, привлекло гораздо больше внимания.

«Периодически возникающие разговоры о возможном росте курса доллара до 100 рублей вызывают у части граждан тревогу, однако стоит рассматривать происходящее не как нечто из ряда вон выходящее, – говорит он в интервью журналистам. – Это не является ни катастрофой, ни признаком кризиса, а скорее индикатором того, что власти стараются сбалансировать цели экономического роста и контроля над инфляцией.  <…> Излишне (? – С. Б.) крепкий рубль приводит к снижению рублевой выручки у экспортеров, делает российские товары менее конкурентоспособными на внешних рынках и снижает доходы бюджета, зависящие от экспортных поступлений. Поэтому возвращение к диапазону 88-108 рублей за доллар не только логично, но и функционально необходимо в текущих условиях. Это создает более устойчивую базу для исполнения бюджета и поддерживает экспортные отрасли, на которых в значительной степени держится экономика страны. Для экономики более опасен слишком сильный рубль, чем курс около 100».

При этом депутат Говырин считает, что снижение курса рубля не приведет к «автоматическому росту цен на все категории товаров».

Итак, экспортерам (прежде всего имеются в виду экспортеры нефти, газа и других природных ресурсов), государственному бюджету и экономике России в целом выгоден слабый рубль?

Хотя базовый постулат во все времена был один: сильная национальная валюта – сильная экономика – сильная страна.

Сергей Баймухаметов.

Фото Софьи Сандурской / агентство «Москва»

деньги, вклады, ипотека, рубль,Фото Софьи Сандурской / агентство «Москва»

Добавить комментарий