Количество детских суицидов продолжает расти

Об этой тревожной тенденции сообщил старший оперуполномоченный 7-го отдела Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России Андрей Овчинников, выступая на круглом столе в ОП РФ «Цифровое пространство для детей: безопасность, рынок детского контента и семейного просмотра».

В начале выступления Андрей Овчинников рассказал о том, как велась и ведется борьба с пропагандой контента, связанного с вовлечением несовершеннолетних в негативное, девиантное поведение, оправдывающее совершение суицидов: «К сожалению, наверное, это наиболее острая и сложная тема, связанная с жизнью и здоровьем детей. (…) Пик данного вида преступлений пришелся на 2016 – 2017 годы, когда в сети Интернет большое распространение получило огромное количество групп, так называемых «групп смерти», где пропагандировался контент, прямо или косвенно оправдывающий негативные проявления, связанные с самоповреждением или совершением суицидов. Однако в 2017 году были приняты поправки в УК РФ: были введены статьи 110 часть 1 и часть 2 – это склонение к совершению самоубийства и организация деятельности, направленной на склонение к совершению самоубийства. Введение данных поправок и слаженные действия сотрудников правоохранительных органов привели к тому, что нам удалось добиться снижения именно криминогенных проявлений в совершении суицидов несовершеннолетними. Однако необходимо отметить, что по информации, получаемой нами из Центра оперативного реагирования МВД России, продолжается рост совершения несовершеннолетними самоубийств и попыток совершения самоубийств. Для понимания ситуации приведу цифры: в 2021 году было совершено 573 суицида несовершеннолетними, в 2024 году – уже 835, за первые полгода 2025 года – уже 395. Также растет и количество попыток совершения самоубийств. Зачастую это обусловлено социально-бытовыми факторами, отношениями ребенка в социуме, но нередко имеют место и факторы криминогенного характера».

По словам Андрея Овчинникова, с целью отработки и выявления данных факторов организуются проверки территориальными подразделениями МВД, сбор сведений на месте происшествия, анализ этой информации: «При отработке данных фактов наибольший упор идет на выявление характерных признаков групп суицидальной направленности. (…) Преимуществом организаторов «групп смерти» является то, что они используют закрытые для нас социальные сети и мессенджеры, где размещают свой контент, в частности, «Телеграм». Это позволяет им действовать анонимно: они создают закрытые чаты, вводят запрет на скриншоты и запись экрана. Все это, к сожалению, затрудняет выявление и документирование данного вида преступлений».

Как отметил Андрей Овчинников, есть и положительные примеры раскрытия подобных преступлений: «Так была пресечена деятельность двух лиц, которые занимались вовлечением несовершеннолетних в негативное, девиантное поведение – жителя города Новосибирска некоего Погиблова и несовершеннолетней жительницы Ярославля. Данные лица организовали в мессенджере «Телеграм» групповой чат с названием «Синий кит», в котором организовали деятельность по вовлечению несовершеннолетних в суицидальную игру. После чего они переводили детей в личные сообщения и уже по инструкциям выдавали задания. Причем инструкция предполагала сбор полной информации о ребенке: его телефон, место жительства, родственные связи. Ребенок это все предоставлял, и впоследствии ему было уже сложнее отказаться от выполнения тех или иных заданий. Данную деятельность нам удалось пресечь, данные лица были задержаны ГСУ по городу Москве. Следственным комитетом было возбуждено уголовное дело по статье 110 часть 2 – это организация деятельности, направленной на вовлечение несовершеннолетних в суицидальные группы. Уже состоялся суд, и данные лица получили заслуженное наказание».

Андрей Овчинников подчеркнул, что данный вид преступлений имеет повышенную общественную опасность, так как несовершеннолетние в силу своего возраста и беззащитности довольно часто становятся жертвами преступников и не понимают, что в отношении них могут совершаться противоправные действия.

Завершая выступление, Андрей Овчинников еще раз обратил внимание: несмотря на то, что сотрудникам правоохранительных органов удается снизить количество суицидов несовершеннолетних, имеющих криминогенный характер, остается достаточно большое количество суицидов, обусловленных социально-бытовыми факторами.

Сергей Ишков.

Фото «Московской правды»

Добавить комментарий