В ТиНАО стартовала реконструкция крупного водозаборного узла «ФИАН». Он расположен в городском округе Троицк.
– После присоединения к столице новых территорий провели комплексную инвентаризацию и обследование систем водоподготовки и водоотведения, – рассказал заместитель мэра Москвы Пётр Бирюков. – В итоге выявили ряд проблемных мест, после чего было принято решение о проведении реконструкции объектов. Начали обновление водозаборного узла «ФИАН», расположенного в городском округе Троицк. Он обеспечивает водоснабжение жителей за счет подачи воды из подземных источников.
На самом водозаборном узле «ФИАН» построят три новых резервуара питьевой воды – каждый будет вмещать по 1,5 тысячи кубометров. На насосной станции заменят семь насосов и технологические трубопроводы. Смонтируют установку дохлорирования для дополнительного обеззараживания воды. В результате водозаборный узел не только перейдет на другой источник, но и будет поставлять до 3 тысяч кубометров воды в сутки против прежних 2,5 кубометра.
До присоединения новых территорий к Москве большинство населенных пунктов получали воду из подземных артезианских источников. Да и сейчас по Подмосковью 9 из 10 литров воды выкачивают из-под земли.
Какую воду лучше использовать – подземную, из артезианских скважин, как по всему Подмосковью? Или из поверхностных источников, из Москворецко-Вазузской и Волжской водных систем, как в Москве?
Все дело в экономической целесообразности, считают в АО «Мосводоканал». Вода из подземных источников содержит много примесей. Они могут быть разными – все зависит от территории, глубины скважины, слоев, сквозь которые проходит вода.
Если говорить конкретно об артезианской воде, то она отличается повышенной жесткостью, содержит много солей магния и кальция. На чайниках появляется толстый слой накипи, страдают стиральные и посудомоечные машины. Да и людям неприятно: жесткая вода плохо влияет на кожу и волосы.
Еще она содержит много железа и марганца. А это значит, что очищение такой воды в промышленных масштабах – дело сложное и затратное. Воду надо обезжелезить, снизить ее жесткость, избавить от марганца и сероводорода. Для этого необходимо использовать обратный осмос.
У обратного осмоса есть два минуса. Во-первых, цена. Установки для получения чистой воды в промышленных масштабах дорогие. Себестоимость производства питьевой воды, полученной из артезианской, будет высока.
Обратный осмос удаляет из воды все минералы – в том числе и полезные, необходимые человеческому организму. А это означает, что воду необходимо будет минерализировать. Да, современные установки обратного осмоса оснащены минерализаторами, но это еще больше удорожает итоговую стоимость воды.
Вдумайтесь в бессмысленность процесса: сначала из воды удаляют весь, подчистую, кальций, магний, марганец и железо, а потом… закачивают все это обратно!
Получается, что система обратного осмоса дорога не только в покупке, но и в обслуживании. Надо постоянно следить за состоянием картриджей с минералами и фильтрами, постоянно менять и чистить их.
Наконец, артезианская вода может содержать растворенный сероводород. Обратным осмосом его не убрать. Делается это либо отстаиванием – а это долго, либо аэрацией – а это дорого. Еще плюс к стоимости!
Воду из поверхностных источников очистить существенно легче. Минералов в ней, как правило, приемлемое количество – ровно столько, сколько нужно для жизни. Именно поэтому в речной воде живет целый зоопарк: и рыбы, и раки, и моллюски, и всевозможные микроорганизмы – гидры, дафнии, циклопы, амебы, инфузории, – и целые когорты бактерий. Но все это легко отсеивается: крупная живность – водозаборными решетками, средняя – фильтрами, микроскопическая – озонированием и хлорированием.
Кроме того, на Западной станции водоподготовки – а именно она будет снабжать водой Троицк – стоят установки мембранной ультрафильтрации, которые дополнительно задерживают бактерии и даже вирусы, пропуская при этом все растворенные в воде полезные минералы.
И еще момент. Подземные водные ресурсы не бесконечны. Водные горизонты Подмосковья истощаются – и этот факт все более и более заметен. Практически на всей территории Московской области сформировалась так называемая депрессионная воронка – область, где уровень подземных вод упал на десятки метров ниже кровли. При этом возникает эффект обратной фильтрации – грунтовые воды загрязняют подземные.
А Троицк сейчас активно развивается, его население растет – и, разумеется, оно нуждается в качественном и бесперебойном водоснабжении.
А что думают по этому поводу жители Троицка?
Елена:
– Вода у нас очень жесткая! Приходится прилагать много усилий, чтобы хорошо выглядеть. У меня красивые волосы, а от нашей воды они становятся тусклыми и ломкими, да и расчесывать их трудно. Приходится для мытья отдельно кипятить воду и подкислять ее уксусом. В Москве вода намного мягче.
Элеонора:
– На чайнике быстро образуется накипь – приходится чистить его каждую неделю. А каково стиральной машине? У меня испортилось несколько хороших белых вещей, они посерели, появились желтые пятна. Вроде бы это – от избытка марганца. Теперь пару своих любимых белых блузок стираю вручную, а воду беру дистиллированную.
Роман:
– Когда езжу к друзьям в Москву, с удовольствием пью воду из-под крана – она намного вкуснее нашей! В Троицке вода очень жесткая. У меня аквариум – травник с креветками, а большинство водных растений любят мягкую воду. Приходится «химичить»: смешивать водопроводную воду с дистиллированной, постоянно проверять тестами состав. В нашей, троицкой, воде хорошо только африканским цихлидам. Надеюсь, что после подключения к московской воде мне будет легче заниматься моим хобби.
Яна МАЕВСКАЯ.