Сегодня некоторые общественные и политические деятели не только оправдывают ГКЧП, но и публично сожалеют, что демократическое движение не было подавлено с применением «самых жестких мер».

В августе 1991 года группа руководителей ЦК КПСС и правительства СССР, назвавшая себя государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП), пыталась устроить государственный переворот. Они изолировали в Крыму президента страны Михаила Горбачёва и ввели в Москву танки. Путч провалился – прежде всего потому, что в столице против действий заговорщиков выступили, вышли на защиту законной власти десятки тысяч граждан.
Минула треть века, но те трагические события по-прежнему активно обсуждаются. Причем риторика сторонников ГКЧП с каждым годом накаляется и накаляется. Однако трудно было предполагать, что она дойдет до такой степени, как в минувшие дни.
Например, адвокат Дмитрий Аграновский выступил в популярной газете со статьей, в которой утверждает: «К августу 1991 года в СССР уже пять лет шла ползучая «оранжевая революция» под названием «перестройка» <….> К августу 1991 года, по моим ощущениям, люди в абсолютном большинстве своем, а уж тем более армия, ненавидели «перестройщиков» и поддержали бы все решительные действия по, как тогда говорили, «наведению порядка» <…> Власти СССР, в основном люди пожилого возраста, многие прошедшие войну, были просто не готовы к такому противостоянию, и те из них, кто играл в ГКЧП первые роли, видимо, не понимали, что против них не «народ», а мобилизованная «пятая колонна» наших противников».
Остановимся на минуту. Во-первых, термин «оранжевая революция» вошел в политологический оборот в 2004 году, в связи с событиями в другой стране, и по смыслу, который вкладывает в него Аграновский, некорректен и неприменим к событиям 1985 – 1991 годов. Во-вторых, по мнению Аграновского, «люди ненавидели «перестройщиков». А кто же тогда были миллионы советских граждан, которые поддержали политику перестройки и гласности?
Август 1991 года, Москва. Москвичи стояли на пути танков, которые ввел в столицу ГКЧП. Они ложатся под танки в буквальном смысле слова. Их Аграновский называет «пятой колонной»?
Он заканчивает свою статью так: «Мог ли ГКЧП победить? Без сомнения, да. Надо было просто проявить решительность».
Какую решительность? Аграновский не уточняет, лишь оговаривается: «Не требовалось никакого кровопролития». Но слово произнесено. И потому правомерен вопрос: а как можно было обойтись без кровопролития, когда вокруг Белого дома на пути танков живым кольцом стояли тысячи и тысячи москвичей?

Зато прямой ответ дает председатель КПРФ Геннадий Зюганов в интервью другому популярному изданию: «Причем – даже пойти на самые жесткие меры <…> Поэтому, на мой взгляд, если бы нашлась хотя бы пара-тройка генералов, которые сказали бы Ельцину и Горбачеву, Шеварднадзе: «Что вы делаете?» – и арестовали бы их, было бы абсолютно обосновано».
Прервемся. Считать «обоснованным» гипотетический арест законно избранного президента СССР? А что тогда надо было делать с теми, кто выходил на митинги времен перестройки и гласности, на митинги против ГКЧП?
Зюганов продолжает: «Я считаю, что в Китае правильно поступили и спасли страну <…> Там уже на площади в Пекине с апреля по июнь бушевали под американскими флагами (не было никакой информации об американских флагах. – С. Б.) местные предатели. Но ввели войска и подавили их жестко – тех, кто пытался разорвать Китай на куски. И спасли гигантскую страну».
Лидер КПРФ Зюганов имеет в виду митинги 1989 года на площади Тяньаньмэнь в Пекине, которые руководство Компартии Китая подавило танками и автоматным огнем. «Список погибших опубликован не был. Оценки количества погибших среди гражданского населения разнятся от 400 – 800 человек до 3000 человек. Количество раненых, как правило, оценивается от 7 до 10 тысяч» (https://ria.ru/20090604/173226397.html).
Можно сказать, что выступления, подобные приведенным – это и публичное оправдание попытки государственного переворота, и сожаление, что госпереворот не удался.
В оценке событий августа 1991 года и жизни после августа 1991 года и тогдашние, и нынешние апологеты ГКЧП подменяют смыслы и факты. Политические и экономические, на мой взгляд.
Усиленно насаждается мнение, что СССР развалила политика перестройки и гласности. На самом же деле президент Горбачёв и его единомышленники делали все, чтобы сохранить Советский Союз. Был проведен референдум, на котором абсолютное большинство граждан (77,85%) высказались «за сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик». На 20 августа было намечено подписание Союзного договора. Путч ГКЧП сорвал его. Союзная власть оказалась ослабленной. Ситуацией воспользовались главы РСФСР, Украины и Белоруссии (Ельцин, Кравчук, Шушкевич). Они тайно заключили в Беловежской пуще соглашение, в котором объявили: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Но Ельцин, Кравчук и Шушкевич всего лишь воспользовались тем, что уже сделали до них путчисты. Не будь путча – никогда бы они не осмелились.
А затем Беловежское соглашение ратифицировали депутаты Верховного Совета РСФСР, абсолютное большинство которых составляли коммунисты (это отдельное напоминание Зюганову).
Таким образом, из-за путча ГКЧП и Беловежского соглашения реформирование СССР обернулось распадом страны. Спрашивается: кто же уничтожил Советский Союз?
Теперь о подмене смыслов и фактов экономических. Экономическая катастрофа в жизни страны после августа 1991 года тоже выдается за последствия политики Горбачёва. Да, экономическая ситуация в СССР последних лет была сложной. Но в 1991 году снижение валового внутреннего продукта по сравнению с 1990 годом составляло 10%. А с 1992 по 1994 год размер ВВП России и промышленного производства упал в два раза. В 1992 году инфляция составила 2608%. Все сбережения граждан СССР были уничтожены. По данным Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», в 1992 году за чертой бедности оказалось 33,5% населения России, в 1996 году – 22%, в 2000 году – 29,0% (https://www.hse.ru/data/2014/12/22/1103214109/mon_level_1.pdf). Затем, во многом благодаря бурному росту цен на нефть, положение выправилось.
По данным Росстата на первый квартал 2025 года, в России за чертой бедности находится 8,1% населения – 11,9 миллиона граждан (https://www.interfax.ru/business/1030887).
Сергей Баймухаметов.