Об этом в ходе пресс-конференции в НСН заявил заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Артём Кирьянов.

По его словам, в этом году охлаждение российской экономики продолжается: «По предварительной оценке, рост ВВП по итогам 6 месяцев 2025 года составляет 1,2%. Во втором квартале – 1,1%. (…) Эксперты называют это технической рецессией».
Как отметил Артём Кирьянов, на этом фоне очагами роста – отраслями, где российская экономика сохраняет относительно высокие темпы развития, – являются оборонно-промышленный комплекс, нефтепереработка, сельское хозяйство и часть химической промышленности: «К сожалению, отрасли, работающие на внутренний гражданский спрос и экспорт, сейчас имеют отрицательный баланс и такая ситуация некоторое время будет сохраняться. Министерство экономики и эксперты называют основной причиной охлаждения снижение спроса. Официальная статистика и оперативные индикаторы показывают продолжение снижения потребительской активности. Так, по данным «СберИндекса», оборот в реальном выражении в июне составил плюс 1,7%, в июне уже только 0,6%, в начале августа – 0,4%. Косвенным индикатором замедления спроса является укрепление рубля даже на фоне снижения экспортной выручки. Небольшое ослабление рубля в самом конце июля до 82 рублей за доллар снова сменяется укреплением».
Сейчас, по его мнению, мы должны бороться за то, чтобы рубль ослаблялся, как это ни странно: «Хорошо, если бы он стал стоить 100 – 120 рублей за доллар. Это, как видно из опыта последних нескольких лет, не влияет на поведенческую траекторию обычного человека. То есть сегодня дискуссия о том, сколько будет стоить доллар в рублях, она, скорее, такая более теоретически-экономическая, чем жизненная. На мой взгляд, слава богу, что так происходит, потому что мы наконец-то отвязались от пары евро-доллар. Мы наконец-то живем своими «представлениями о прекрасном», и пусть эти представления показывают достаточно высокую инфляционную картину по тем продуктам и товарам, которые мы покупаем в ежедневном режиме, но тем не менее это сегодня никак не привязано к паре евро-доллар. В свое время у нас была очень сильная корреляция к евро и доллару, если что-то с ними случалось, то полстраны могло обнищать в моменте. Сейчас это, слава богу, не так. Сегодня мы думаем, что вряд ли доллар дорастет до конца года до 100 рублей, может быть, достигнет 90. Примерно в таком диапазоне».
Как отметил Артём Кирьянов, наблюдаемое снижение спроса, потеря темпов и объемов в кредитовании привели к значительному замедлению инфляции: «Мы достаточно уверенно должны выйти на прогнозные цифры Минэка: так, в июне уровень инфляции в пересчете на год замедлился до 2,4%, что даже ниже 4%, которые были определены как бюджетные цели до 2027 года. Сейчас идет даже дефляция по отношению месяц к месяцу: так, в июле дефляция составила примерно 0,2% по отношению к июню».
По словам зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, замедляется и индекс цен производителей (индекс цен производителейпоказывает, как меняются цены на товары и услуги, которые производят предприятия, за определенный период времени. – С. И.): «Так, в июне индекс цен производителей обрабатывающей промышленности по продукции, поставляемой на внутренний рынок, составил 3,4% – для сравнения, в мае этот показатель был на уровне 4,3%. В целом по промышленности рост цен практически прекратился. Хорошо ли это? По-разному, на самом деле. Например, посмотрим на ситуацию со строительством. Как мы видим, цены на новостройки продолжают расти, при этом цены на стройматериалы, а у нас 22 подотрасли, которые изготавливают различные материалы для большой стройки, зафиксировались или падают. Хорошо ли это? Вряд ли это хорошо для тех 22 отраслей, вряд ли это хорошо для бизнеса и для людей, которые в этих отраслях заняты. Сейчас мы также видим резкий рост так называемой точечной застройки. О чем это говорит? В том числе и том, что девелоперы, застройщики, строители пытаются минимизировать свои расходы. Они строят самое простое, самое ликвидное в центре больших городов, то есть то, что будет быстро продаваться. Но при этом в целом стройка все равно «проседает», а это 10 – 12% ВВП».
Охлаждение экономики, по его словам, сопровождается сокращением финансовых ресурсов предприятий: за пять месяцев этого года в номинале финансовый результат по сравнению с прошлым годом сократился на 10%.
Сергей Ишков.
Фото Софьи Сандурской / агентство «Москва»